В Открытом правительстве: какой быть Службе интеллектуальной собственности

15 Ноября 2013
15 ноября 2013 г. по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова в рамках Открытого правительства состоялось экспертное обсуждение проекта Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности» и проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальным правам», по итогам которого будет составлено заключение Экспертного совета для внесения в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации. В составе 60 участников заседания были представлены все основные министерства и ведомства, имеющие компетенции в данной сфере, государственные корпорации и организации по коллективному управлению правами, а также представители научных организаций и регионов.

Одним из первых докладчиков на указанном заседании выступил Владимир Лопатин - директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности (РНИИИС), председатель национального технического комитента по стандартизации «Интеллектуальная собственность» (ТК-481), доктор юридических наук, профессор. Учитывая, что он первым в стране поднял тему о совершенствовании государственного управления в сфере интеллектуальной собственности, как в неоднократных обращениях к Президенту России и в Правительство РФ, так и в опубликованных ежегодных государственных докладах «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации», которые РНИИИС готовит с 2007г., предлагаем основные положения его доклада.

****

Представленные для обсуждения проекты Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальным правам», безусловно, являются актуальными и значимыми. Это историческое решение давно назрело и отвечает общим закономерностям развития по пути интеграции государственного администрирования процессов в сфере интеллектуальной собственности. Более полувека назад в 1967 году при создании ВОИС состоялось объединение Бернского и Парижского международных союзов. В СНГ создание единого межгосударственного органа в сфере авторских, смежных, патентных и иных интеллектуальных прав прошло в 2011г. Сегодня Россия является практически единственной страной на постсоветском пространстве, где функции госуправления в сфере интеллектуальной собственности рассредоточены между 24 федеральными ведомствами.

Если ранее в 2011г. оптимизация структуры госуправления в этой сфере была сведена Минобрнауки России только к объединению Роспатента и ФАПРИД под эгидой Правительства РФ, а в последствии в 2012г. – под эгидой Минэкономразвития России, то в проектах Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ о создании Федеральной службы по интеллектуальным правам предусматривается передача функций и полномочий уже большинства (15 из 24) федеральных органов исполнительной власти, имеющих прямые компетенции в этой сфере.

В то же время, следует признать, что механическое и формальное объединение этих функций в одном органе власти не решит стратегической задачи, поставленной в 2010г. руководством страны по формированию цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, что является насущной потребностью и предпосылкой инновационного развития современной России и может обеспечить баланс интересов (инновационную мотивацию) авторов, предприятий и организаций (как исполнителей по госзаказу) и госзаказчиков.

В этой связи при доработке указанных проектов нормативных документов, на наш взгляд, важно учесть следующие принципиальные вопросы.

Во-первых, нацеленность государственной политики при ее совершенствовании на развитие рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

Основным объектом рынка в условиях инновационной экономики и ВТО наряду с традиционными товарами, работами и услугами, является интеллектуальная собственность как основа нематериальных активов основных субъектов рынка (предприятий, корпораций, организаций, учреждений и казны). Интеллектуальная собственность при этом, прежде всего в научно-технической сфере, играет важнейшую роль как механизм создания добавочной стоимости, как средство капитализации активов предприятий и организаций и как инвестиционный ресурс, в т.ч. через залоговое обеспечение кредитования инновационных проектов. Внедрять новые технологии в реальную экономику предприятий и организаций, в том числе за рубежом, на легальной основе, равно как и защищать нарушенные права на них, возможно только после закрепления этих прав и их правовой охраны как интеллектуальной собственности, определения четкого механизма ценообразования в этой области.

Во-вторых, необходима единая система государственного управления в этой сфере «по - горизонтали», что предполагает как предусмотренное объединение компетенций 15 федеральных органов исполнительной власти, так и координацию деятельности других десяти министерств и ведомств, сохраняющих самостоятельные полномочия по этим вопросам.

В-третьих, необходима «вертикаль» государственного управления (на первом этапе - с представительствами Службы на уровне субъектов РФ) с учетом особенностей территориального и регионального развития РФ по снятию административных барьеров на пути коммерциализации интеллектуальной собственности. Об этом говорит успешный опыт Китая и Казахстана.

В-четвертых, важно наделение новой службы полномочиями проведения экспертизы при подготовке и реализации государственных программ (42), федеральных целевых программ (55), программ инновационного развития госкомпаний (60) по ключевым индикативным показателям экономики интеллектуальной собственности. Например, сегодня по трем важнейшим госпрограммам развития науки и технологий (Минобрнауки России), инновационной экономики (Минэкономразвития России), развития промышленности (Минпромторг России) в числе основных показателей освоения 4 трлн. рублей на период до 2020 года заявлены число публикаций в научных изданиях и число патентов, что не отвечает национальным интересам инновационного развития и задачам реиндустриализации российской промышленности преимущественно на основе отечественных технологий. Так по числу публикаций и их цитированию в области математики, физики и химии РАН занимает первое место в мире, но имеет практически нулевую экономическую отдачу. Из 265 тыс. действующих российских патентов продается менее 2%, что не выгодно ни правообладателям, ни России.

В-пятых, необходима в связи с этим единая методология и механизмы оценки результативности российской науки и эффективности реализации госпрограмм инновационного развития с позиций стратегического аудита и аудита эффективности экономики интеллектуальной собственности.

В-шестых, необходима разработка и реализация федеральной целевой программы, отраслевых и региональных целевых программ по созданию национального, отраслевых и региональных рынков интеллектуальной собственности как условие инновационного развития экономики страны, отрасли и региона, предусматривающей введение единого правового режима по формированию интеллектуальной собственности как объекта рынка с последующей стандартизацией этих правил, механизмов инновационной мотивации от автора до инвестора через коммерциализацию интеллектуальной собственности, специализированных подразделений в инновационной инфраструктуре и специально подготовленных ответственных должностных лиц в инновационных ведомствах.

В-седьмых, важно предусмотреть участие Службы в формировании госзаказа и организации системы подготовки кадров профессионалов-посредников (экономистов, юристов, менеджеров) по интеллектуальной собственности (из расчета на 10 исследователей – 1 посредник, минимум для России 50 тыс. человек), поскольку сегодняшняя система подготовки данных кадров этим задачам явно не отвечает.

В-восьмых, необходим постоянный мониторинг в этой сфере для совершенствования государственной политики, права и правоприменительной практики в этой сфере, в связи с чем, целесообразно предусмотреть в компетенции данной Службы подготовку и издание ежегодного государственного доклада «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации».

Таким образом, необходимое на данном этапе объединение функций и полномочий 15 федеральных органов исполнительной власти позволит соединить в одной службе такие направления госрегулирования интеллектуальной собственности, как: нормотворчество, государственную регистрацию, информационное обеспечение (реестры и базы данных), контроль и надзор. При наделении этой Службы функциями методологического и экспертного обеспечения, а также подготовки кадров и мониторинга по указанным вопросам деятельности органов власти при их координации в данной сфере будут созданы достаточные условия и основы для перехода на новый качественный уровень государственного управления инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности.

Пресс-служба РНИИИС