Инвестиционный климат Украины стабильно плохой

11 Мая 2012
Инвестиционный климат Украины стабильно плохой
Социологические исследования показывают, что иностранные компании негативно отзываются об инвестиционном климате в Украине. Недавно по инициативе Государственной налоговой службы компания Research & Branding Group провела опрос, который показал, что индекс инвестиционной активности в Украине в апреле текущего года по 10-балльной шкале составил 4,23. Ключевыми параметрами в исследовании выступали: оценка инвестиционного климата, изменения климата на протяжении последних шести месяцев, ожидание перемен, соответствие экономической политики властей мировым реалиям, а также инвестиционные планы компаний. Исследование продемонстрировало, что только 4,5% инвесторов оценивают инвестиционный климат в Украине как благоприятный, 8,3% – как очень плохой, 35,5% – как близкий к очень плохому, 50% - как нейтральный.(1)

Руководитель Государственной налоговой службы Украины Л.Клименко в этом контексте отметил, что результаты исследования будут учтены властью в работе над улучшением бизнес-климата.(2)

В свою очередь, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации А.Деревянко отметила, что большинство иностранных инвесторов демонстрируют ухудшение ожиданий относительно Украины – с 2,19 до 2,18 по 5-балльной шкале. По ее словам, 70% предпринимателей отметили, что не заметили никаких положительных изменений в украинской экономике. По мнению представителей бизнеса, жесткая фискальная политика, коррупция в органах власти и давление со стороны таможенных органов негативно влияют на деловую активность.(3)
(1) http://www.unian.ua/news/498387-ukrajina-za-investitsiynu-aktivnist-otrimala-4-z-plyusom.html
(2) http://www.kyivpost.com/news/business/bus_general/detail/126177
(3) http://www.rbc.ua/ukr/newsline/show/biznesmeny-otsenivayut-investitsionnyy-klimat-ukrainy-nizhe--10042012113100

Комментарий Фонда "Сначала Люди": К сожалению, в Украине есть немало бизнесменов, которые искренне считают, что могут контролировать все в стране. Еще более обидным является то, что эти люди не являются ни мастерами в искусстве бизнеса, ни знатоками истории, которая недвусмысленно утверждает, что жадность является кратчайшим путем к банкротству. Нынешний политический режим никак не возьмет в толк, что управление современной экономикой нафталиновыми приемами 50-летней давности скорее обеспечит путь на борт «Титаника», чем в список «Форбс».

Некоторые представители режима, кажется, хотят получить свою долю везде, где только возможно, и взимать драконовские налоги со всего остального, где они не являются собственниками или хотя бы совладельцами. Даже для начинающего экономиста очевидно, что долго такое положение существовать не может. Но если это всем настолько очевидно, то, может, именно таким парадоксально бессмысленным и есть чей-то странный замысел? Воровать сколько удастся и пока возможно, накопить наличку, обанкротить и продать "своим" за бесценок все, что еще осталось.

Кажется, философия действий власти не выходит за принцип раздела и «поглощения» государственного имущества. Но правда состоит в том, что Украина сегодня остро нуждается в дозе "экономической реальности". Шоковая терапия заставит тех, кто считает себя бизнесменами, осознать, что для построения успешного бизнеса потребуется значительно больше, чем люди в черных масках, угрозы и запугивания.


Украина рискует попасть в международную изоляцию
Украина все больше погружается в яму внешних долгов, что, в свою очередь, усиливает политические риски для действующей власти. С ростом зависимости от внешних кредиторов украинское правительство рискует окончательно потерять геополитическое равновесие. Если существующая тенденция будет сохраняться, то сценарий развития событий может быть крайне негативным. Первый шаг – снижение международных кредитных рейтингов Украины. Второй – финансовая изоляция Украины, которая может происходить в том числе из-за объективных условий – ухудшения инвестиционного климата и нарушения норм и принципов демократии. Третий шаг – углубление финансовой зависимости от России через рефинансирование старых и получение новых кредитов.

Сейчас украинское правительство упорно «работает» на реализацию такого плана. Так, в марте этого года правительство взяло новый кредит у российского «Газпромбанка» до 2019 года с лимитом 2 млрд. долл. для оплаты поставок российского газа в Украину.(4)

Власть, со своей стороны, уверяет, что вполне способна осуществить все запланированные выплаты по внешним долгам. По плану государственного бюджета, в текущем году правительство должно погасить внутренних долгов на сумму 34,7 млрд. грн. (4,3 млрд. долл.) и внешних – на 30,5 млрд. грн. (3,8 млрд. долл.). С учетом выплат долга Международному валютному фонду эта сумма возрастет до 5,3 млрд. долл.(5)

На данном этапе происходит постепенное снижение кредитных рейтингов Украины. В частности, в марте этого года международное агентство Standard & Poor's изменило прогноз суверенных кредитных рейтингов Украины со стабильного на негативный. Ключевым в сложившейся ситуации остается вопрос способности украинского правительства погасить обязательства не только перед МВФ, но и перед российским банком «ВТБ», поскольку срок кредита на 2 млрд. долл. истекает в июне текущего года. Правительство уже передало российской стороне предложение о получении им нового кредита от «ВТБ» для погашения предыдущего долга.(6) Таким образом, кредитная ловушка продолжает представлять для Украины одну из серьезнейших экономических и политических угроз.
(4) http://minprom.ua/digest/91714.html
(5) http://www.e-news.com.ua/show/252363.html
(6) http://news.liga.net/news/economics/643511-ukraina_khochet_prolongirovat_rossiyskiy_kredit_smi.htm

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Украина – не Швейцария, и ей не удастся вести политику нейтралитета. На то есть свои объективные причины. Швейцария мало производит и не имеет значительных природных или сельскохозяйственных ресурсов. Однако она обладает серьезным капиталом, и этот капитал – доверие. Швейцария настолько ценит этот свой капитал, что даже очень влиятельным государствам мира понадобились десятилетия, чтобы убедить ее немного ослабить законодательство о банковской тайне, чтобы упростить международное наблюдение за отмыванием денег и уклонением от налогов.

Украина таким капиталом не обладает. В 1991году Всемирный Банк официально заявил, что у Украины есть потенциал стать одной из богатейших стран Европы… За 20 лет страна растратила большую часть своего потенциала, а ее власть последовательно разворовывала государственное имущество. Украина и сегодня имеет в активе одни из самых ценных в Европе природных и аграрных ресурсов, но мир не будет в них инвестировать в условиях недоверия к украинской власти и нестабильности политической и экономической системы. И хотя все привыкли считать Украину серьезным экспортером сырья, в действительности в украинском экспорте сегодня взяток значительно больше, чем прибыли.

Подавляющее большинство украинских толстосумов держат свои нечестно нажитые капиталы в оффшорных зонах, специально созданных для сокрытия средств от налогообложения. Украинские богачи «убеждают» западных юристов и бухгалтеров щедрыми гонорарами и учреждают все новые и новые структуры, позволяющие им отмывать деньги и вкладывать их в безопасную и защищенную западную финансовую систему. Реальность состоит в том, что безопасность и защищенность существует для "прозрачных" капиталов, и поэтому надежность хранения денег украинских нуворишей, мягко говоря, условна – до поры до времени, а если точнее, то до первой же инспекции спецслужб.


Парламент Украины начинает реформирование нефтегазового комплекса
Верховная Рада Украины приняла в первом чтении изменения к Закону «О трубопроводном транспорте», касающиеся реформирования нефтегазового комплекса. В случае применения на практике эти изменения открывают возможности для реорганизации государственных энергетических предприятий и дочерних предприятий государственного монополиста НАК «Нафтогаз». При этом мораторий на приватизацию и на отчуждение государственных нефтегазовых активов сохраняется. Главной причиной внесения в закон изменений власть называет выполнение обязательств, взятых на себя Украиной в рамках присоединения к «Договору об Энергетическом Содружестве».(7)

Украинские эксперты в области энергетики отмечают, что с формальной точки зрения законодательные изменения являются позитивными, однако без принятия ряда подзаконных актов никакие инициативы по реформированию украинского нефтегазового сектора не будут работать в соответствии с законодательными нормами ЕС. Так, до сих пор не реформирован порядок доступа к мощностям газотранспортной системы Украины, и эта ситуация играет на руку тем, кто стремится к монополии в этой отрасли. Другая точка зрения состоит в том, что новые изменения законодательства в энергетической сфере – это лишь имитация реформ, поскольку нет необходимых подзаконных актов, а Украина продолжает получать более 70% газа из одного источника – российского. В дальнейшем следует ожидать реформирования государственного энергетического монополиста НАК «Нафтогаз» в соответствии с «Третьим энергетическим пакетом ЕС», предусматривающим его раздел на отдельные компании – по добыче, транспортировке и управлении газораспределительными сетями.(8)

Внесение изменений в украинское законодательство в сфере энергетики означает для Евросоюза сигнал о возможности начала инвестиций в нефтегазовый комплекс Украины. Россия, напротив, получила сигнал о неготовности украинской власти к передаче нефтегазовых активов Москве, в связи с чем украинско-российские газовые переговоры в ближайшем будущем могут осложниться.(9)
(7) http://hvylya.org/analytics/economics/21566-k-chemu-vedet-reforma-naftogaza.html
(8) http://www.unian.net/news/497800-vr-pod-kriki-ganba-prinyala-zakon-o-reformirovanii-neftegazovogo-kompleksa.html
(9) http://rian.com.ua/politics/20120413/79031041.html

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Любые шаги по реформированию нефтегазового сектора в Украине, безусловно, заслуживают одобрения. То, что Украина, «сидя» на 37 триллионах кубометров газа, не может их полноценно разрабатывать из-за дремучей бюрократии, в том числе нормативно-правовой, в современных условиях энергетической зависимости от России кажется нонсенсом.

НАК "Нафтогаз Украины" уже не одно десятилетие остается экономически несостоятельным – по причине слишком громоздкой и неповоротливой для современного мира структуры. Разделение компании на специализированные компании покажет, что работает нормально, а что – нет, что требует инвестиций, что нужно приватизировать, а что – расформировать. Прозрачный, гибкий и эффективный, "Нафтогаз" сможет привлечь инвестиции, а это, в свою очередь, подтолкнет нефтегазовый сектор к интенсивному промышленному развитию. Власть много лет рассматривала "Нафтогаз" как дойную корову и уже не раз «изымала» из его «кошелька» средства для латания дыр в бюджете. Хочется надеяться, что реформа реально повысит уровень эффективности этой структуры, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению инвестиций в отрасль.

Украинская нефтегазовая промышленность сегодня остро нуждается в новых технологиях, знаниях и серьезных вливаниях капитала. Добыча нефти и газа может приносить Украине большие доходы, но следует понимать, что бурение даже вспомогательной скважины стоит миллионы долларов, и для этого Украине нужны партнеры. Новый закон и подзаконные акты должны положить начало долгому и важному процессу, который давно назрел и без которого Украина вряд ли сможет избавиться от энергетической зависимости.


Украину критикуют за Евро-2012
Отдельные аспекты подготовки Украины к Евро-2012 провоцируют критику со стороны европейских СМИ, несмотря на то, что в целом руководство УЕФА признало уровень подготовки в Украине хорошим. В частности, М.Платини, находясь на открытии терминала аэропорта во Львове, обвинил «бандитов и мошенников» в Украине в искусственном завышении цен на гостиничные услуги на период проведения Евро-2012. По мнению главы УЕФА, для того, чтобы европейские болельщики могли приехать в Украину на финальную часть футбольного чемпионата, нужно, чтобы украинская власть урегулировала вопрос ценовых спекуляций.(10)

Украинские чиновники, и в частности вице-премьер правительства Б.Колесников, пообещали решить проблему цен на отели. По словам вице-премьера, правительство на 5 лет полностью освободило гостиницы от налога на прибыль, поэтому следует ожидать, что цены на гостиничные номера перед Евро-2012 вернутся к уровню среднерыночных. Незадолго до этого Президент В.Янукович поручил Б.Колесникову и министру экономического развития П.Порошенко принять меры по приведению цен на гостиничные услуги к экономически обоснованному уровню.(11)

Ранее директор украинского Местного организационного комитета Евро-2012 М.Лубкивский заявил, что Украина готова разместить болельщиков всех целевых групп на период проведения матчей Евро-2012. По его словам, на праздник футбола ожидается приезд около 800 тыс. гостей.(12) Примечательно, что уже сейчас набирает силу тенденция бесплатного приглашения рядовыми украинцами иностранцев на период проведения Евро-2012. Граждане Украины попросту не хотят, чтобы из-за «усердия» чиновников и спекулянтов Украина окончательно потеряла свою привлекательность в глазах европейцев.

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Платини, конечно, прав, хотя обвинение и звучит довольно жестко. Заверения власти, что на время проведения Евро-2012 она реквизировала все гостиничные номера во всех городах, где будут проходить финальные матчи, звучат несерьезно. Похоже, власть, по привычке, ведет двойную игру.

Всей системой бронировки гостиничных номеров к Евро-2012 занимается немецкая туристическая компания TUI, клиентом которой и выступает украинское правительство. Поэтому заявления о том, что цены должны быть приведены к некоему подобию здравого смысла, звучат смешно. Правительство просто должно дать указание TUI, чтобы та снизила цены, им же и установленные. Впрочем, сегодня Евро-2012 с его тысячами непроданных билетов, угрозами бойкота от правительственных делегаций и последовательным уничтожением национальной репутации стремительно превращается в фарс, и причиной всему – высокомерие власти, которая, видимо, решила, что нажиться на Евро-2012 будет просто...


Цитата недели:
"Демократия" – один из важнейших принципов создания лучшего мира. В самом точном смысле демократия – это сообщество, в котором все его члены имеют равный вес в управлении. К сожалению, в реальном мире демократические общества не смогли воплотить этот идеал. Тем не менее, сама природа демократии такова, что стоит ей утвердиться, и граждане совместными усилиями могут добиваться все большей степени демократизации своего общества, если таков будет их сознательный выбор.

Роберт Алан Сильверстейн
Американский писатель, художник и социальный активист