Историческая справка о крейсере "ВАРЯГ". Возвращение в Россию кормового флага крейсера.

28 Января 2011
События, которые предшествовали гибели крейсера "Варяг" в 1904 году, до сего дня служат предметом для споров историков и дипломатов. Дипломаты усматривают в событиях более чем 100-летной давности аналогии, которые можно использовать и сегодня при выстраивании отношений с Японией и Кореей, а в более общем виде - во всем Тихоокеанском регионе. Историки (в зависимости от их личной позиции) либо отдают дань героическому экипажу крейсера, либо подвергают сомнению честность и компетентность его капитана В.Ф.Руднева.
Обстановка в начале 1904 года сложилась таким образом, что в корейской бухте Чемульпо оказались крейсер "Варяг" (командир капитан I ранга В.Ф.Руднев), канонерская лодка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П.Беляев) и гражданский русский пароход "Сунгари".
Чемульпо, где в тот момент проходили международные переговоры о судьбе Кореи, считался «логовом» японской «тайной дипломатии», в этой связи, по мнению историков, на команду «Варяга» возлагались, помимо чисто охранных функций, также и задачи по сбору разведданных относительно военных приготовлений японцев на Дальнем Востоке.
В бухте, которая считалась нейтральной территорией, также находились японская эскадра, английские, итальянские, американские и французские военные корабли.
Точно также как и глава российской дипломатической миссии в Корее граф А.И.Павлов, командир "Варяга" не имел никаких известий о развитии обстановки или указаний о своих дальнейших действиях. Петербург и Порт-Артур, в котором находились основные военно-морские силы России на Тихом океане, оказались для них недоступны. Более того, вышестоящее начальство со своей стороны не предприняло никаких действий, чтобы прояснить ситуацию. В этих обстоятельствах А.И.Павлов, которому формально подчинялись военные моряки "Варяга" и "Корейца", приказал им оставаться в бухте.
В неведении и Павлов и Руднев оставались даже тогда, когда Япония и Россия разорвали дипломатические отношения. И хотя слухи о начале войны распространились на военных кораблях в Чемульпинской бухте, одних слухов для принятия решения о начале боевых действий было недостаточно. В этих обстоятельствах В.Ф.Руднев приложил все усилия, чтобы не совершить непоправимую ошибку, и даже предлагал российскому посланнику и консулу подняться на борт "Варяга" и "Корейца". Тогда корабли могли бы покинуть бухту под соответствующими флагами, которые обеспечивали им иммунитет.
Павлов в этой просьбе Рудневу отказал, так как сам был полностью лишен достоверной информации. Попытка "Корейца" выйти из бухты, чтобы доставить депешу в Порт-Артур была блокирована японцами (они атаковали "Кореец" торпедами, но трижды промахнулись).
Затем, 27 января 1904 года (день официального объявления войны), японцы заявили русским морякам ультиматум. В нем, в частности говорилось: "В связи с началом боевых действий между Россией и Японией, до полудня покиньте порт Чемульпо со всеми вверенными вашему командованию силами. В противном случае я буду обязан открыть огонь против вас в порту". Остальные иностранные суда извещались, что "ради собственной безопасности" они должны "удалиться из порта до 6 часов пополудни". Японская эскадра в полном составе ждала русские корабли на внешнем рейде.
Просьба Руднева к иностранным экипажам о моральном содействии русским кораблям путем демонстративного выхода за границу нейтральных вод была отклонена.
Английский капитан предложил Рудневу "интернироваться под английским флагом, как не способного к боевым действиям", американцы по-простецки предложили просто сдаться в плен "во избежание ненужных потерь". На эти предложения теперь уже Руднев ответил: "Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с неприятельской эскадрой, как бы сильна она ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть...".
Капитану "Варяга" оставался единственный выход - дать бой вне нейтральных вод, чтобы не подвергать опасности иностранные корабли. Выходить из бухты надо было до 12 часов.
Когда "Варяг" и "Кореец" в 11 час. 20 мин. снялись с якорей и направились к выходу из бухты, их приветствовали все остававшиеся в Чемульпо иностранные военные корабли.
Позже в своих мемуарах капитан французского крейсера "Паскаль" написал: "Мы салютовали этим героям, шедшим столь спокойно и гордо на верную смерть". "Варяг" и "Кореец" еще не покинули пределы нейтральных вод, а с японского крейсера "Нанива" просигналили, что предлагают русским "капитуляцию на почетных условиях". Руднев даже не стал отвечать. Обо всех изложенных событиях есть достоверные и многочисленные документальные свидетельства.
До сего дня существует точка зрения, что Руднев виновен в медлительности или даже нерешительности, которая привела к серьезным потерям с российской стороны. Однако ход событий подтверждает, что Руднев до последнего момента прилагал усилия и использовал все доступные ему средства, чтобы избежать потерь.
Сам бой был неравным. Свидетельства очевидцев, официальные рапорты говорят о том, что русские моряки с максимальной эффективностью использовали все огневые возможности судов. "Кореец" не получил практически никаких повреждений (японцы не смогли в него попасть), "Варяг" был изувечен, но, оставаясь на ходу, смог вернуться в бухту. За время короткого боя, который продолжался около часа, русские моряки смогли нанести значительный урон японской эскадре, состоявшей из 6 крейсеров и 8 миноносцев.
Бронепалубные крейсеры "Чиода" и "Нанива" были подожжены, флагман - броненосный крейсер "Асама" - вынужден был приостановить обстрел для тушения пожаров, а после боя встал на доковый ремонт, миноносец "Хайабуса" был поврежден и вышел из боя. Преследование "Варяга" не получилось в силу серьезных повреждений ходовой части "Асамы" и "Чиоды". Всего за время часового боя русские корабли выпустили по японцам более 1105 снарядов. По сообщению британских, французских и итальянских офицеров, японцы потеряли один миноносец, который затонул во время боя.
Результаты боя стали свидетельством плохой выучки японских военных моряков и неправильного выбора ими диспозиции. Именно поэтому имевшееся у них огромное преимущество не было использовано с максимальной эффективностью.
По возвращении обратно на рейд Чемульпо В.Ф.Руднев провел осмотр корабля. Орудия и торпедные аппараты «Варяга» были повреждены настолько серьезно, что дальнейшее ведение боевых действий было невозможно. Людские потери также были значительны: убитыми - 1 офицер и 31 нижний чин, ранеными — 6 офицеров и 85 нижних чинов, легкораненых свыше 100 человек. После этого было принято решение об уничтожении судов. Сначала был взорван «Кореец», а затем команда открыла кингстоны «Варяга». Примерно около восьми вечера (по японским сведениям), и около шести - по российским, оба корабля, а также русский пароход «Сунгари», также находившийся в бухте Чемульпо, погрузились на дно.
Восхищенное героизмом экипажа «Варяга», а также его капитана, который в глазах японцев поступил, сообразуясь с законами самурайской чести, японское правительство после войны создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф.Руднева Орденом Восходящего солнца.
Русские экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав и позже доставлены в Шанхай и Сайгон. При этом требования Японии выдать военных моряков в качестве военнопленных были отклонены.
После возвращения на Родину в Зимнем Дворце был устроен прием в честь военных моряков. На нем Николай II провозгласил тост: "Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на "Азове" и "Меркурии"; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена "Варяга" и "Корейца". Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!".
Но и после этого высказывались иные точки зрения. Причем высказывались именно теми, кто сам в сражении не участвовал и на месте событий не присутствовал.
Прежде всего, эти соображения касаются "недолжного" затопления "Варяга". Известно, что позже крейсер был поднят японцами и возвращен в строй. Считается, что трофей, который таким образом получила Япония, оказался чрезмерным, действия Руднева были названы безграмотными.
Но более всего пересудам подвергся уровень наград участников битвы. Критики сочли и его чрезмерным.
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей. Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. После чего под прежним именем «Варяг» был включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован англичанами. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул в Ирландском море.
8 февраля 1954 года вышел указ Президиума Верховного совета СССР "О награждении медалью "За отвагу" моряков крейсера "Варяг"". Всего в 1954-1955 годах медали получили 50 моряков с "Варяга" и "Корейца", которых удалось разыскать. В дни пятидесятилетнего юбилея боя у Чемульпо в Туле был открыт памятник командиру крейсера капитану I ранга В. Ф. Рудневу.
Сегодня, в начале XXI века, новый гвардейский ракетный крейсер "Варяг", ставший флагманом Тихоокеанского флота, успешно реализует сразу две функции - обеспечивает наглядную иллюстрацию политики России на Тихом океане и сохраняет на борту реликвии своего предшественника.
В ноябре 2010 года в ходе визита в Корею ракетный крейсер принял на борт гюйс (кормовой флаг) легендарного крейсера "Варяг". Торжественная церемония передачи реликвии состоялась с участием главы российского государства. Чуть позже в Кронштадте прошли торжества по поводу возвращения гюйса. На них присутствовали представители командования Военно-морского флота России, Патриарх Кирилл, Валентина Матвиенко, Светлана Медведева, Илья Клебанов, министр культуры Александр Авдеев, и др. Очевидно, что подобное внимание к конкретному историческому эпизоду несет в себе большой политический смысл, особенно в контексте возрастающей агрессивности Японии в ее территориальных требованиях к России.
В начале 2011 года Почетной грамотой Президента Российской Федерации были награждены видные бизнесмены и политики, участвовавшие в подготовке возвращения на родину реликвии "Варяга" (Распоряжение Президента РФ от 21.01.11. ¹32-рп). Среди них – председатель совета директоров ОАО "Группа Е4" Абызов Михаил Анатольевич, вице-президент Ассоциации финансово-промышленных групп России Бажанов Алексей Анатольевич, первый заместитель генерального директора ЗАО "ТВЭЛ-Инвест" Вердиев Расул Вагифович, член Совета Федерации ФС РФ Гурьев Андрей Григорьевич и советник генерального директора ОАО "Петролеспорт" Филатов Андрей Васильевич.