На страже демократии, 2011 - Выпуск 7

16 Марта 2011
В Украине происходит наступление на религиозные свободы

Украинская ассоциация религиозной свободы заявила, что на протяжении первого года президентства Виктора Януковича заметно снизился уровень соблюдения права граждан на свободу вероисповедания. После 20-летнего периода относительного религиозного баланса в Украине, одна из конфессий – Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) стала получать со стороны власти значительные преференции. Достаточно вспомнить хотя бы рождественское приветствие Президента, в котором он не упомянул украинскую греко-католическую общину, насчитывающую свыше 5 млн. верующих. Кроме того, недавно Президент расформировал Государственный комитет по делам религии, а новая структура, которая должна прийти ему на смену, еще не начала работу.

Представители большинства религиозных конфессий все острее ощущают нарушение своих прав. В частности, прихожане Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) глубоко обеспокоены возможностью передачи Московскому патриархату ряда важнейших исторических и культурных ценностей, в частности, Софии Киевской. В свою очередь, представители Московского патриархата заявляют, что не чувствуют какого-то особенного отношения со стороны власти.

Синод УПЦ КП направил Президенту Януковичу открытое письмо, в котором обвинил власть во вмешательстве в свои внутренние дела и предвзятых действиях в интересах Московского патриархата. В письме также отмечается рост давления власти на духовенство, уклонение представителей власти на местах от диалога, неоднократные случаи рейдерских атак на храмы.

Для справки: количество верующих Московского патриархата составляет в Украине 9,5 млн. человек, Киевского патриархата – 14 млн. человек, греко-католиков – свыше 5 миллионов.

Стоит ли настраивать против себя 20 миллионов украинцев?

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:

Где проходит грань между церковью и государством? Эту грань нужно четко определить, чтобы дальнейший путь развития государства определяла демократия, а не доктрина. Именно поэтому соответствующее положение включено в конституции многих стран. Есть такое положение и в Конституции Украины – Статья 35.3: "Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства...".

Однако нынешний политический режим пренебрегает этим принципом. Так кому все-таки выгодно переходить тонкую грань? Кажется, в поиске политических союзников Партия регионов окончательно теряет чувство меры.

Что же касается конфессии, получившей поддержку, то она стремится укрепить свои позиции. Но не потому, что остерегается притеснений или преследований, а потому, что преференции со стороны власти – это возможность увеличивать собственные влияние и контроль. Но кому в таком случае служит наша власть?

Власть должна руководить государством так, как того требует коллективная воля народа. На церковь возлагается ответственность за духовное здоровье общества, она закладывает и оберегает его морально-этический фундамент. Поэтому в основе деятельности любой религиозной конфессии должны лежать именно общечеловеческие духовные ценности, и никоим образом не принцип доминирования. Чтобы иметь мощное влияние на сознание людей, церкви достаточно действовать с осознанием такой миссии.

Что же касается власти, то открыто отдавая предпочтение одной из конфессий, она либо демонстрирует тем самым полное непонимание самого понятия религиозной свободы и свободы личного выбора человека, либо рассматривает церковь как один из инструментов политического влияния. Впрочем, власть, похоже, далека от понимания возможных последствий своей неуклюжей политики в этой крайне деликатной сфере.

МВФ констатирует ухудшение бизнес-климата в Украине

По итогам февральского визита в Украину миссии МВФ, постоянный представитель Фонда в Украине Макс Альер заявил об улучшении украинских показателей макроэкономического развития, хотя и констатировал при этом наличие комплекса проблем – как в экономике Украины в целом, так и в отдельных ее отраслях. В частности, важным условием восстановления экономики представитель МВФ назвал решение вопросов проблемных банковских кредитов и защиты прав кредиторов. К числу проблем он, в частности, отнес несовершенное налоговое законодательство и вопросы таможенной регуляции. Макс Альер обратил также внимание на абсолютно непрозрачную политику при распределении квот на экспорт зерна. По его словам, это может привести к полному выходу иностранных инвесторов из агропромышленного комплекса Украины. Впрочем, трудности наблюдаются у инвесторов не только в сельском хозяйстве. Многие из них, и в частности гигант «АрселорМиттал Кривой Рог», сообщают о ежемесячном росте на 300 млн. грн. задолженности по возмещению НДС.

Невзирая на то, что представитель МВФ охарактеризовал Украину как страну с большим потенциалом, основная мысль была выражена четко: бизнес-климат в государстве ухудшается, и в случае отсутствия адекватной реакции со стороны власти этот потенциал останется нереализованным, а тенденции роста будут сведены на нет. Что же касается очередного транша в 1,6 млрд. долл., то вполне вероятно, что правительство его все же получит – после проведения пенсионной реформы, старт которой запланирован уже на март этого года. Впрочем, есть серьезные сомнения, что эти средства будут направлены не на проедание, а на решение действительно важных общественных нужд.

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:

"В случае отсутствия адекватной реакции со стороны власти этот потенциал останется нереализованным, а тенденции роста будут сведены на нет..." Интересно, МВФ вообще изучал украинские финансовые и экономические показатели, прежде чем делать подобные заявления? Какие такие „тенденции роста” могут быть „сведены на нет”?

ВВП на душу населения в Украине сегодня составляет неполные 1000 долл. США, и это меньше, чем 20 лет назад, на момент провозглашения независимости. За последние два года Украина потеряла 800 000 малых и средних предприятий; 6,6 млн. украинских граждан работают за границей, и вряд ли большинство из них планирует когда-либо вернуться на родину; банки выдают кредиты исключительно под 100% гарантий, а коррупция и теневая экономика – едва ли не единственные механизмы заработка.

Интересно, насколько шокирующими должны стать экономические показатели, чтобы МВФ осознал масштабы несоответствия слов и дел украинской власти? В конечном итоге, Украина вообще не должна зависеть от финансовой помощи МВФ. Такая зависимость – это позор для государства, национальным запасам полезных ископаемых и энергоносителей, а также земельным ресурсам которого позавидуют самые богатые страны Европы! Однако, некомпетентность правительства и меркантильность парламентского „клуба по интересам” все больше углубляют пропасть между обнищавшим большинством и сказочно богатым бизнес-политическим меньшинством. Неужели МВФ действительно полагает, что его миллиарды смогут улучшить жизнь государства без проведения в нем системных реформ?

Украинская парламентская „демократия” шокирует мир

Депутаты польского Сейма, посетившие Верховную Раду, были шокированы практикой голосования „по-украински”, то есть карточками отсутствующих в зале парламента депутатов. Наблюдая за таким „голосованием”, польские гости смеялись и снимали этот процесс на видео (http://www.youtube.com/watch?v=J-d66qXSOyc). Впоследствии, комментируя увиденное, сенатор польского Сейма Лукаш Адгарович заметил, что в Польше депутат, проголосовавший чужой карточкой, немедленно теряет мандат без права быть повторно избранным в парламент, при этом он несет уголовную ответственность.

А вот Партия регионов считает факт голосования одного депутата за других вполне нормальным, спокойно реагируя на упреки, что такая преступная практика полностью дискредитирует парламентаризм и принцип выборного представительства народа. Более того, депутат-регионал Владимир Макеенко предложил вообще изменить Конституцию и узаконить право одних депутатов голосовать за других.

Впрочем, хаос в парламенте не ограничивается голосованием карточками единомышленников и провоцирует последующие злоупотребления – недавно было зафиксировано „голосование” за выгодный для власти вопрос внесения изменений в Конституцию карточки депутата-оппозиционера Владимира Арьева. При этом сам Арьев со своей карточкой в тот момент находился в США. С целью избежания в будущем подобных инцидентов лидер оппозиционной партии «Фронт змін» Арсений Яценюк предложил ввести криминальную ответственность за нарушение процедуры голосования. Но, к сожалению, не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: провластная коалиция вряд ли согласится на такое предложение, ведь политическая культура в Верховной Раде сегодня низка как никогда.

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:

У ситуации, сложившейся с процедурой голосования в украинском парламенте, может быть два объяснения: или власть настолько заморочила головы представителям провластной коалиции, что они решили пренебречь всеми правовыми нормами и демократическими принципами, или же мы стали свидетелями преднамеренной попытки спровоцировать скандал, чтобы впоследствии использовать его в своих интересах.

Любое легитимное правительство обязано работать в рамках закона. Нынешнее правительство в условиях отсутствия действенной оппозиции, кажется, чувствует себя слишком уж комфортно, ведь для достижения своих целей не гнушается средствами, граничащими с преступлением. Нарушений парламентского протокола фиксируется множество, причем совершенные ранее меркнут на фоне новых, все более серьезных.

Вполне вероятно, что власть изменила бы в собственных интересах многие законы, но не имея на то весомых оснований, рискует спровоцировать слишком серьезный резонанс. А вот повода более удобного, чем скандал, якобы требующий таких изменений, найти трудно. Поэтому вполне вероятно, что такой очевидный правовой «розыгрыш» с карточкой депутата-оппозиционера станет удобным поводом, «вынуждающим» Верховную Раду пересмотреть закон о парламентской системе голосования.

Описанный случай не единичный. Год назад Виктор Янукович победил на выборах, признанных международными наблюдателями справедливыми. Но уже не далее чем через полгода мнение международного сообщества о местных выборах оказалось прямо противоположным. Возмущенный Президент требует принятия нового Избирательного кодекса, однако вместо этого почему-то создается новый закон о парламентских выборах.

Удобно, не так ли? Избранная властью тактика весьма сомнительна, ведь преднамеренно спровоцированные скандалы как повод для манипуляций с законодательством - это та грань, которую власть не должна была бы переходить.

Украина осталась глухой к рекомендациям Венецианской комиссии

Венецианская комиссия устами своего представителя Марины Ставнийчук заявила: украинская власть игнорирует замечания Комиссии. В частности, это касается судебно-правовой реформы и закона о митингах, собраниях и мирных демонстрациях. Игнорируются также рекомендации, связанные с необходимостью разработки и принятия Избирательного кодекса. По мнению Комиссии, власть не имеет целостного видения конституционных реформ. Следовательно, учитывая нынешнюю позицию украинской власти, вскоре следует ожидать негативных оценок ее действий и со стороны Парламентской ассамблеи Совета Европы.

В ответ на такое заявление Министерство юстиции Украины заметило, что рекомендации Комиссии еще не были воплощены ни в одной из стран-членов ЕС. Более того, Министр юстиции Александр Лавринович подчеркнул, что в выводах Комиссии ежегодно увеличивается политическая составляющая, а практика механического встраивания в украинские законы рекомендаций Комиссии вообще является ошибочной.

Президент Янукович подписал указ «О поддержке инициативы по созданию Конституционной Ассамблеи», согласно которому над проектом новой Конституции будет работать научно-экспертная группа, которая учтет рекомендации Венецианской комиссии. Впрочем, оптимистам стоит напомнить, что, начиная с декабря 2010 года, в Украине существует Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права, но ни о ее работе, ни, тем более, о результатах этой работы почему-то ничего не слышно. Где гарантии, что с Конституцией будет по-другому?

Комментарий Фонда «Сначала Люди»:

Судя по всему, власть совершенствует навыки в деле пренебрежения рекомендаций, за которыми сама же обращается. Так, например, после предания огласке первого проекта нового Налогового кодекса правительство обратилось к международному сообществу за советом и рекомендациями. Европейская Бизнес Ассоциация и Американская торговая палата отнеслись к заданию чрезвычайно ответственно. Поверив, что на этот раз правительство Украины действительно желает сделать все наилучшим образом, команда высококвалифицированных экспертов оперативно и бесплатно разработала перечень рекомендаций, превративших достаточно сырой проект в свод законов, которые могли бы стать в равной мере полезными и бизнесу, и власти. Правительство советы и рекомендации проигнорировало. Все без исключения.

То же самое теперь происходит с новым избирательным законодательством. После проведения выборов в местные органы власти, прошедшими с многочисленными нарушениями, Президент выступил с обращением, в котором признал все недостатки и объявил о начале процесса подготовки нового избирательного законодательства. Была создана специальная комиссия, в которую вошли представители общественных организаций и таких авторитетных международных институтов, как ЕС, ОБСЕ, Национальный Демократический Институт и Международный республиканский институт.
Процесс усовершенствования избирательного законодательства должен был продолжаться до сентября 2011 года, когда, согласно задекларированным намерениям, комиссия обязалась представить наработанные рекомендации. Состоялось всего лишь три встречи, и буквально на прошлой неделе прозвучало заявление, что следующая встреча станет последней. Похоже, что, вместо того, чтобы работать над усовершенствованием избирательного законодательства, отдельные персоны в самой комиссии воспользовались возможностью переписать закон о парламентских выборах, в который раз пренебрегая мнением международных экспертов, которых сами же пригласили.

Перед нами разыграли старое знакомое представление, но на этот раз правительство проигнорировало не кого-нибудь, а Венецианскую комиссию. Позволяя себе пренебрегать интересами собственного народа и институтов гражданского общества, власть должна была бы хорошенько подумать, прежде чем играть в ту же игру с самым влиятельным защитником демократии западного мира. О настоящих мотивах действий комиссии можно лишь догадываться. Или правительство ослеплено верой в собственную вседозволенность, или же речь идет о тактическом ходе очковтирательства, когда авторитетные международные демократические институты пытаются использовать в качестве «свадебных генералов». Так или иначе, последствия не заставят себя ждать.

Цитата недели:

Множество форм правления было и еще будет испробовано в этом мире грехов и несчастий. Никто не утверждает, что демократия идеальна. Наоборот, демократия – худшая из форм правления, однако лучше еще никто не придумал.
Сэр Уинстон Черчилль,
Премьер-министр Великобритании (1940–1945, 1951–1955)
Виктор Ткачук, Фонд Сначала Люди, На страже демократии, Украина, МВФ
Фонд Сначала Люди