Печенеги остались на Кавказе

24 Июня 2009
В ряду «неясных» топонимов Кабардино-Балкарии особое место занимают названия населенных пунктов горной части республики. Такие наименования, как Булунгу, Бызынгы, Усхур, Думала, Курноят, некоторые другие, даже привлекались последователями теории ираноязычия алан в качестве аргумента при определении этногенерационного субстрата современных балкарцев. Необходимо отметить, что при этом желание обосновать наиболее «удобную» гипотезу зачастую идет вразрез со здравым смыслом - так как это произошло с толкованиями топонима Усхур, представленными некоторыми осетинскими исследователями. Понятно, что этимологизация наименования родового владения основных героев нартского эпоса (рода Схуртуковых - в карачаево-балкарской версии) имеет особое значение, но так же и понятно, что никакие уходы в санскрит не смогут поколебать абсолютно устойчивый и прозрачный тюркский ряд «ас-курт» - «ас-хартаг» (кстати, сохранившийся именно в осетинской части нартиады) - «ус-хуртук»-«усхур», что, собственно говоря, означает «благородный волк».
Точно так же поддается этимологизации и название «Бызынгы» (в русской транскрипции - «Безенги»), кроме того, анализ его позволяет приподнять завесу тайны над небольшой, но весьма интересной областью этнической истории балкарского народа.
Слово «безенги» известно культуре тюркских народов. В различных фонетических модификациях («берзенги», «бисинги», «безенги» и др.) оно бытует у туркмен, уйгуров, киргизов, каракалпаков. Везде обозначает мифический народ, отличавшийся необычайной свирепостью в боях и, извините, склонностью к каннибализму. Автор этих строк связывает топоним «безенги» с этнонимом и отождествляет народ «безенги» с печенегами - по нескольким причинам. Во-первых, само звучание этнонима - древнерусскому автору было бы совершенно естественно передать тюркское носовое «нг» как автономные «н» и «г».
Во-вторых, именно печенеги являются последним народом Европы, который если и не практиковал каннибализм, то хотя бы сохранил ритуальную часть данной традиции - вспомним печенежского хана Курю, сделавшего чашу из черепа Святослава. По этому поводу отметим одно крайне несерьезное обстоятельство: жители каждого балкарского села носят традиционные прозвища, безенгиевцев же издавна шутливо называют людоедами.
В-третьих, несколько коренных фамилий этого села означают тяжело вооруженных конных воинов. Ахкубековы - от «акъ кёбек» (конный панцирник), Джабоевы (Жабоевы) - от «жабо» (пластинчатый доспех), Жабеловы - от «жабель» (тяжелая кольчуга). Бронированная конница, согласно прямым указаниям источников, из всех тюркских народов имелась только у тюркютов, однако с большой долей уверенности можно утверждать, что и печенеги имели этот род войск - иначе невозможно объяснить их многочисленные победы в схватках с тяжеловооруженной пехотой Византии.
Кстати, одна из вышеперечисленных фамилий (Жабоевы) четко выводит свое происхождение именно к печенегам (информатор С.Х. Джабоев). Помимо всего прочего, сразу несколько патронимий Безенги в качестве традиционного родового прозвища используют «кангар», «конгур» или «кангаур», что, по свидетельству Л.Н. Гумилева, являлось самоназванием печенегов. Константин же Багрянородный зафиксировал это слово как самоназвание трёх из восьми племен «пачанакитов».
Есть аргументы и, так сказать, сугубо косвенного характера, но также, на наш взгляд, весьма интересные. Традиционно считается, что все тюркские ханы Северного Кавказа после формирования Золотой Орды по происхождению были чингизидами. Однако автор, будучи еще совсем молодым человеком, имел по этому поводу беседу с известным скульптором Х.Крымшамхаловым. Последний утверждал, что, вопреки мнению большинства его родственников, они ведут свой род от хана Артыка, известного в русских летописях как Отрок. Будучи представителями дома, так сказать, захиревшего, они не могли ни в золотоордынскую эпоху, ни после нее претендовать на высший титул в иерархии тюрков Северного Кавказа - шамхал - но за ними навечно закрепили второй по значимости статус - крымшамхал, что означает «частичный шамхал».
Одновременно с этим, согласно тексту народной балкарской песни «Сокъур Казакъ и крымский хан», Крымшамхаловы приблизительно до середины XVI века владели территорией Безенги как своей вотчиной - именно туда отправил Акбай Крымшамхалов двух своих сыновей во избежание конфликта с группой ханских фамилий, незадолго до этого пришедших на Кавказ, вероятно, с Поволжья. В связи со всем вышесказанным, следует, наверное, напомнить, что отцом хана Артыка был Шарукан - «Желтый хан». Тюркским народам несвойственны переходы свистящих в шипящие, «шары» вместо «сары» в смысле «желтый» мы встречаем только у монголов и угорских народов. Можно не сомневаться, что печенеги, еще до Чингисхана находившиеся в теснейшей связи с монголами (а если судить по калмыцкому эпосу «Джангар» - входившие в качестве отдельного племени в их союз), имели наибольшие шансы перенять определенные орфоэпические стандарты у своих ближайших соседей.
Сегодня же из всех балкарцев лишь жители Безенги в разговоре заменяют звук «с» на «ш» - точнее, лишь они делают это в качестве обычной нормы произношения. Таким образом, если предположить, что информация Х.Крымшамхалова верна, мы придем к двум достаточно правдоподобным результатам - а) еще раз сделаем вывод о печенежской доминанте в формировании безенгиевского общества; б) выявим причину ухода хана Отрока из Дешт-и-Кипчакъ в Грузию. Это загадка русской истории еще ни разу не формулировалась официальной наукой, но, согласитесь, принятая ныне версия ухода политически и социально наиболее активного правителя Степи в Закавказье звучит, по меньшей мере, смешно - его пригласили, и он пошел! Сорок тысяч кибиток, шестьдесят тысяч отборного войска по зову номинального родственника...
Предположим другое - Артык-хан не был половцем, его народ представлял собой остатки разбитых и уничтоженных печенегов, своих кочевий в половецких владениях не имевших и ушедших в Грузию вместе со своим вождем именно в поисках земли. Эта версия, по крайней мере, хотя бы логична.
Возвращаясь же к истории Безенги, нелишним будет напомнить, что в прошлом так называемое «безенгиевское общество» можно было оценивать как важную этническую составляющую всего балкарского народа, причем составляющую отнюдь не фрагментарную, а имеющую четкий институциональный характер. То есть, в случае верности наших предположений, можно с полным на то основанием утверждать, что наряду с булгарами, аланами и кипчаками значительную роль в этногенезе современных балкарцев сыграли и печенеги.
Возможно ли найти подтверждение нашей версии? Возможно ли найти следы печенегов в этноформирующих и этногенерационных областях? Ответ, опять-таки, лежит на поверхности. В данном случае это даже не версия, а просто трансляция эпических свидетельств. Один из основных героев карачаево-балкарской части нартского эпоса - Рачикау - был печенегом, ибо отца его звали Бёдене, что и означает «печенег». Причем, в текстах неоднократно подчеркивается, что Бёдене - пришелец с севера. В адыгской версии нартиады собственное имя сына Бёдене не сохранилось, он называется просто Бадыноко, а Ерыхшу здесь лишь эпизодический самостоятельный герой. Однако, как известно, героическая роль Бадыноко в адыгской нартиаде вполне определенна - он противник «чинтов».
В этой связи, думается, нелишним будет вспомнить, что в VI-VII веках нашей эры печенеги были фактически «выдавлены» из мест своего первичного обитания в степных районах современной Монголии реальным гегемоном Восточной Азии - Поднебесной Империей. «Чинт» же - традиционное наименование китайцев.
Интересно, что эпическая изолированность Рачикау и, соответственно, Бадыноко, нашла свое символическое соответствие и в реальной истории балкарского народа. Именно расхождения в поведенческих, этических, и оценочных нормах между жителями Чегемского ущелья и княжеским родом Рачикаовых, и привели, в конце-концов, к принятию народным Тёре решения об уничтожении последнего.
Тахир КАНГАУР
Газета "Северный Кавказ"
admin@sknews.ru
Печенеги остались на Кавказе