Железная дорога Кызыл — Курагино: из прошлого в будущее

9 Ноября 2015
Гораздо большие, чем в европейской части России, расстояния между городами, возможность обеспечения круглогодичного сообщения, необходимость транспортировки твердых энергоресурсов, в первую очередь угля и других полезных ископаемых, делает железные дороги важнейшим элементом транспортной инфраструктуры Сибири.

Однако российская карта путей железнодорожного сообщения беспристрастно иллюстрирует иную реальность: плотность стальных магистралей, расходящихся от столицы страны, резко падает на восточном направлении — от Урала до Дальнего Востока, по большей части территории России протянулись всего две ветки железных дорог — Транссиб, включая его южный ход, и БАМ. К ним подходят отдельные участки дорог, связывающие эти магистрали с ближайшими сибирскими районами. Часть из них имеет выход на приграничные государства южного направления. В итоге железные дороги и охваченные ими территории покрывают территорию Сибири узкой лентой с запада на восток, не превышающей в меридиональном направлении (север–юг) и 2 тысяч километров. При этом более северные сибирские районы не имеют даже ближайших перспектив надежного круглогодичного транспортного сообщения, что оставляет мало надежд на их полноценное развитие — за исключением освоения и последующего извлечения нефти и газа, для транспортировки которых достаточно строительства специализированных продуктопроводов.

Железные дороги Сибири, помимо транспортировки грузов, позволяющей регионам развивать добычу полезных ископаемых, промышленное и сельское хозяйство, выполняют и неоценимую социальную функцию — открывают сибирские регионы для общения между собой, с европейской Россией и зарубежными странами, позволяют сибирякам в полной мере ощущать себя гражданами единой страны.

На этом фоне полное отсутствие в двух регионах Сибирского федерального округа — республиках Алтай и Тыва — железнодорожного сообщения выглядит анахронизмом. Но если Республика Алтай, не имеющая значимых месторождений полезных ископаемых, связана со своим соседом — Алтайским краем — автомобильной трассой, обеспечивающей транспортировку необходимого количества грузов и поддержание пассажирского трафика на достаточном уровне, то Республика Тыва, несмотря на наличие двух автодорог (Абакан–Кызыл и Абакан–Ак-Довурак), соединяющих регион с соседними Красноярским краем и Республикой Хакасией, крайне нуждается в современном железнодорожном сообщении. Существующие автодороги протяженностью несколько сотен километров проходят в Туву через перевалы Саянских гор — Буйбинский и Саянский, также известный как «сотый перевал». Горные перевалы достаточно сложны даже для движения пассажирского транспорта, особенно в периоды установления снежного покрова, и представляют собой существенное препятствие для транспортировки необходимого количества грузов, а особенно — для вывоза из республики добываемых полезных ископаемых, в первую очередь угля, а также руд цветных и редких металлов. Это значительно ограничивает возможности социально-экономического развития республики, так что сооружение железной дороги является для Тывы вопросом первостепенной значимости...