Контроль износа бензиновых и дизельных двигателей

18 Декабря 2012
Нашей фирмой разработан инновационный проект "Автоконтроль износа двигателя автомобиля" (сокращенно "АИДА").
Базовой основой проекта является, разработанная и запатентованная в РФ (прошедшая опытно — промышленную проверку в НАМИ), система«АИДА».
Система предназначена для контроля и диагностики в режиме реального времени (т.е. при движении автомобиля) износа узлов трения ДВС (кривошипно-шатунного механизма /КШМ/ и цилиндропоршневой группы /ЦПГ/) с целью предотвращения повышенного износа этих узлов, и, соответственно, снижения расхода топлива и выбросов CO2, а также назначения сроков и объемов проведения ремонтных работ ДВС не по регламенту, а по его техническому состоянию.
Принцип действия системы «АИДА» основан на осаждении из масла продуктов износа (Fe, Pb, Sn ) узлов трения деталей двигателя в рабочий объем датчика с последующей регистрацией их массы электронным блоком. Контроль работы КШМ определяется по наличию в картерном масле частиц Pb и Sn, а для ЦПГ – Fe.
Система «АИДА» позволяет контролировать при движении автомобиля износ баббитовых вкладышей подшипников скольжения коленвала (КШМ) и ЦПГ двигателя. Известно, что увеличенные зазоры в этих узлах трения приводят к повышенному расходу топлива и росту выбросов углекислого газа в атмосферу. Использование системы «АИДА» дает водителю возможность оценивать во время движения автомобиля текущее состояние двигателя и определять необходимость ремонта конкретных узлов трения, т. е. прогнозировать проведение ремонта, не доводя двигатель до аварийного состояния, тем самым повышая энергоэффективность транспортного средства.
В комплект системы «АИДА», входят: датчик накопительного типа, кабель связи (КС) и электронный блок «АИДА». Датчик устанавливается вместо пробки слива масла в поддон картера двигателя. Экранированный кабель КС прокладывается по дну защиты картера и через моторный отсек выходит на торпеду в салон автомобиля, где с помощью разъема подсоединяется к блоку «АИДА», на котором высвечивается информация о необходимости замены масла (если на табло вместо «Норма» высвечивается «Замена»), о работе ЦПГ (если на табло написано «Норма», то все впорядке, а если вместо этой надписи высвечивается «Ремонт», то, соответственно, необходим ремонт ЦПГ), о состоянии узлов трения КШМ. При предельно-допустимом износе баббитовых вкладышей подшипников скольжения коленвала меняется надпись на табло: вместо «Норма» высвечивается надпись «Ремонт». Кроме этого, когда все нормально светиться зеленый индикатор на блоке «АИДА», а когда неисправность, то зеленый свет индикатора меняется на красный и раздается звуковой сигнал. Фото это наглядно иллюстрирует. Таким образом, водитель заблаговременно будет получать информацию о состоянии двигателя. Питание системы «АИДА» осуществляется от аккумулятора 12-24 В. В электронном блоке предусмотрено подключение по стандартному интерфейсу к ПК для графического представления данных об износе узлов трения ЦПГ и КШМ и прогнозирования остаточного ресурса работы бензиновых или дизельных ДВС, с помощью разработанных программ.
Все материалы можно посмотреть на сайтах нашей компании: http://www.control-diagnostics.com; http://mmk-sistemy-i-komple.tiu.ru
к.т.н. Матвеевский Борис Ростиславович
ООО "ММК" Системы и комплексы диагностики
+7 (495) 3135758
boris_matveevsky@mail.ru
Автоконтроль износа двигателя автомобиля (система «АИДА»)