Для рынка автомобилей кризис закончился

6 Апреля 2011
Автодилеры отмечают невиданный рост продаж, который подталкивает кредитование. Фактически банки готовы выдавать кредиты всем. Но желание поддерживать автомобиль в «продажном состоянии» вынуждает страховщиков выставлять высокие тарифы.

Эксперты с удовлетворением отмечают, что рынок автокредитов становится всё больше похожим на докризисный. Дела идут настолько хорошо, что может воскреснуть прежде забытый бизнес – продажа очередей на автомобили. «Продажи авто растут, в том числе, и за счет кредитов, - говорит Дмитрий Тимофеев, директор по розничному кредитованию ООО «Автохолдинг «РРТ». – Практически все категории населения покупают машины». Росту помогает множество кредитных программ, банки предлагают разнообразные продукты практически для всех категорий населения. Даже пенсионеры, возрастом до 75 лет, могут рассматриваться некоторыми банками как заемщики». В целом, объем рынка новых авто, которые покупаются в кредит, Дмитрий Тимофеев оценивает в 35-40%, однако у «продвинутых» дилерских сетей доля кредитных продаж существенно выше и уже сейчас составляет более 50% от общего объема продаж. С учетом нынешних тенденций рынка, можно ожидать дальнейшее увеличение данного показателя в ближайшие годы.
Практически все банки занимаются автокредитованием, для них это драйвер роста. Макаров Игорь, начальник сектора по работе с автодилерами Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» отмечает, что его банк – один из лидеров на данном рынке и ежемесячно за счет автокредитов Сбербанка России в Петербурге приобретается более тысячи машин. «Наибольшей популярностью пользуются программы, позволяющие заемщику существенно снизить свои расходы по выплате кредита, - рассказывает он, - В первую очередь, это правительственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам. Перечень автомобилей по данной программе недавно был дополнен тремя новыми моделями – Hyundai Solaris, Chevrolet Lacetti и Fiat Linea. Субсидированная процентная ставка составляет от 7,52% до 9,17% годовых в рублях, что существенно ниже среднерыночных ставок». Игорь Макаров добавляет, что популярности данной программе добавляет и то, что она нередко совмещается с программой утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств».
Возможность совмещения программ государственного субсидирования и утилизации позволяет в некоторых случаях снизить процентную ставку, за счет предоставляемых скидок и субсидий до 0 % годовых. Так с 1 марта текущего года Сбербанком России запущена партнерская программа с дилером Fiat - ОАО «Соллерс». Скидки на автомобили этой марки составят от 3,5% до 6% от рекомендуемой розничной цены.
Игорь Макаров также рассказал, что недавно Сбербанк в очередной раз улучшил условия предоставления автокредита. В феврале была внедрена новая линейка кредитных продуктов. Снижение ставок составило до 2,25 процентных пункта. Продлен срок действия положительного решения банка по заявке клиента — с 90 до 180 дней. Кроме того, банк отменил требование по предоставлению военного билета клиентами–мужчинами в возрасте до 27 лет при оформлении автокредита.

Несмотря на оптимистичные заявления отечественных банкиров, их позиции постепенно начинают теснить иностранные банки, созданные автопроизводителями. Последние обладают существенным преимуществом – так как в целях иностранных банков не сколько прибыль, как и увеличение объемов автопродаж. Также автодилеры более лояльно относятся к «родному» банку. Фактически у каждой западной автомарки есть банк, который предоставляет финансовые услуги. «От банков, созданных при автопроизводителеях, еще 5 лет назад не было предложений, - рассказывает Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада. – Теперь с ними приходится считаться даже крупным участникам рынка. Причем на западе банковские программы обычно идут от производителя». Объясняя достаточно высокие ставки от этих банков на отечественном рынке, Евгений Дубенский отмечает, что наш рынок даже в таких жестких ставках обеспечивает и прибыль и продажи».

Также участники дискуссии отметили, что вполне безопасно покупать машину у официального дилера. На волне подъема рынка вероятность ухода с рынка таких компаний минимальна. Так Александр Холодов, вице-председатель общественного движения Комитета по защите прав автомобилистов рекомендует проверить сроки поставки в договоре, а также установленный гарантийный срок. Правозащитник вспомнил случаи, когда пользуясь невнимательностью покупателю, ему дают подписать несколько якобы одинаковых копий договоров, но часть которых составлены в пользу автодилеров. Затем автодилер уничтожает «ненужные» экземпляры и покупатель попадает в невыгодные условия. Участники рынка отмечают, что такое поведение характерно для мелких игроков, которые не являются официальными дилерами. Как раз крупные компании скорее могут быть атакованы «потребительскими экстремистами», которые шантажируют производителя якобы некачественно оказанной услугой. Крупные компании дорожат своим имиджем и обычно идут таким «экстремистам» на уступки.

Что касается вторичного рынка, то покупателя подстерегает опасность купить машину, находящуюся уже в залоге у банка. Участники круглого стола отметили, что фактически невозможно проверить – находится ли машина в обременении или нет. В худшем случае добросовестный покупатель оказывается должен банку, а привлечь к ответственности недобросовестного продавца проблематично. Дмитрий Тимофеев вспомнил, что в 2003-2004 гг факт выдачи автокредита регистрировался в ГИБДД, но сейчас ведомство отказалось от данной практики.
Страховщики советуют с осторожностью делать покупки на вторичном рынке, учитывая, что ПТС автомобиля обычно (но не всегда) находится у банка в залоге. «Если машина продается с дубликатом ПТС (взамен утраченного), то это очень опасный сигнал, - считает Юрий Берхман, первый заместитель генерального директора Страховой группы АСК. - Некоторые банки не задерживают ПТС и человек торгует с обременением».
Поэтому участники рынка считают, что подержанную машину целесообразней покупать через юридическое лицо (автодилера), так как оно несет часть ответственности за сделку и не заинтересовано в обмане. Кроме того, машина зачастую обслуживалась у этого юрлица и легко проверить была она в авариях. Также надежности добавляет покупка в кредит. Специалисты считают даже, что в некоторых случаях целесообразно купить в кредит подержанную иномарку, даже если есть деньги на полную оплату. В последнем случае банк проверяет сделку и продавца собственной службой безопасности, денежные расчеты также идут через охраняемую кассу банка и финансовые расчеты проходят через третье лицо. Причем моратории на погашение кредита практически нет и гасить долг можно даже через неделю.

В отличии от банков и автодилеров, страховщики не столь оптимистичны в перспективах рынка страхования каско. Несмотря на то, что новые авто почти 100% застрахованы по каско (неважно, кредитные или нет) и автопарк старше 5 лет на 30% также застрахован.
Кризис мало чему научил банки, считает Юрий Берхман. «До 2008 года хорошим заемщиком был 25 летний финансовый консульант, который ездил на Mazda 6», - говорит он. - Такой пользователь теперь снова у банков в фаворитах». Распространение франшизы очень медленное, хотя в Европе ставки в несколько раз ниже, в том числе и за счет франшизы. Франшиза в 10 тыс рублей уменьшает стоимость взноса примерно на 10-15%.

Впрочем, дороговизна полисов каско в гораздо большей степени объяснима частыми угонами машин и регулярными обращениями страхователей за выплатами. Евгений Дубенский считает, что бездействие правоохранительных органов в плане борьбы с угонами негативно влияет на убыточность. «Доходит до того, что регулярное техобслуживание самых угоняемых марок некоторые автовладельцы предпочитают проводить в Финляндии», - говорит он, и приводит пример, как через несколько дней после российской процедуры машину угнали. «Ведь при сдаче машины в автосервис, ее владелец отдает ключи и все «секретки», чем могут воспользоваться мошенники», - заключает Евгений Дубенский.

Влияют на убыточность также высокие цены у официальных дилеров на нормо-часы, по утверждению страховщиков они выше даже чем в Москве. Причем гарантийные машины чинятся только у «официалов», даже если несложный ремонт. «Качество ремонта в сертифицированных мультибрендовых станций такое же, как и официального дилера, - уверен Юрий Берхман. – Ремонт там ведется, не нарушая технологии».
Директор по страхованию ООО «Автохолдинг «РРТ» Игорь Тайнович также говорит, что мотивация у страхователей – «отбить» затраты на полис. «Сейчас конкуренция делает каско без франшизы все более убыточным продуктом, а вследствие роста убыточности растет стоимость страхования», - считает он. «Причем потребитель в большинстве случаев выбирает ремонт, нежели выплату по калькуляции опасаясь (иногда небезосновательно) что выплату занизят», - заключает Алексей Козлов, руководитель Управления продаж петербургский филиал СГ «Спасские ворота».
Николай ЛЬВОВ
TT Finance
pr@tt-agency.ru