За 2011 год в России морским транспортом перевезли более 34 миллионов тонн грузов

11 Ноября 2012
Транспортная система России обладает современной и развитой сетью. Это 87 тыс. км железных дорог, более 600 тыс. км воздушных линий, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс.
В сфере транспорта работают 3,2 миллиона человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Морской транспорт играет важную роль в грузообороте страны. Проведенное маркетинговое исследование морских грузоперевозок России показало, что этот транспорт в основном используется в межгосударственной торговле. Доля экспортно – импортных грузов в морских перевозках достигает 90%.
Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Обзор рынка морских грузоперевозок привел данные о том, что основные порты страны расположены на Чёрном море — Новороссийск, Туапсе; на Балтийском — Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг; на Азовском море — Таганрог; на Белом — Архангельск; на Баренцевом — Мурманск; на Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.
В 2011 году в России всеми видами транспорта перевезли 8339 миллионов тонн различных грузов. В процессе проведенного Анализа рынка морских грузоперевозок было выяснено, что морским транспортом перевезли 34 миллиона тонн грузов. Это на 8,1% меньше, чем в прошлом году. Грузооборот морского транспорта в России в 2011 г. 77 млрд. т-км., по сравнению с данными 2010 г. – 100 млрд. т-км – ниже на 23%.
Морем чаще всего перевозят нефтяные грузы, строительные материалы, руды, каменный уголь, лес, хлебные грузы.
В 2011 году по арктической трассе России перевезено 835 тыс. тонн транзитных грузов в направлении Запад - Восток, что почти в 6 раз превышает результат предыдущего года. По данным исследования рынка на северных морских путях грузооборот в 2011 году достиг 3 млн. тонн, что почти на миллион тонн больше, чем в 2010 году.
Исследование рынка показало, что первое место в грузообороте морского транспорта России занимают порты Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.
В 2011 году Министерством транспорта России была предложена Типовая схема пропуска через госграницу в морских пунктах пропуска, что открыло дорогу для бескомиссионного досмотра судов.
На границе внедряется электронный документооборот, на таможне - практика предварительного информирования.
Правительство России разработало Программу «Развитие транспортной системы России на период 2010 – 2015 годы», реализация которой должна способствовать увеличению грузооборота, в том числе и объема грузов, перевозимых морским транспортом.