Мобильная индустрия на перепутье

20 Ноября 2012
Взрывной рост абонентов и потребительных ожиданий, сопровождающийся обострившейся конкуренцией и глобальными проблемами рынка - одним словом, «мобильный парадокс» вынуждет компании мобильной индустрии задаваться вопросом, в каком направлении движется отрасль. Они делают все возможное, чтобы понять, какие тренды возобладают на рынке и каким будет для них этот новый мир, какие проблемы и перспективы он откроет. Больше же всего они хотят понять, как решить «мобильный парадокс» и добиться успеха в новой рыночной ситуации.
Ряд потрясений (их еще можно назвать стратегическими переломными моментами) в отрасли мобильной индустрии в корне меняют привычную мобильную экосистему. В последние годы воздействие некоторых переломных моментов давало знать о себе постепенно, а во многих случаях все сходило на нет, едва появившись. В своем недавно опубликованном докладе The New Mobile World Order: Perspectives on the Future of the Mobile industry консалтинговое подразделение Cisco IBSG перечислило 8 переломных моментов, которые провоцируют – и будут провоцировать еще большие – потрясения в отрасли:
• взрывной – в 26 раз за 5 лет, с 2010 по 2015 гг., – рост спроса на мобильную передачу данных.
• Увеличение числа программных платформ – от от отдельных автономных решений до крупных взаимосвязанных экосистем.
• Появление новых, быстрых мобильных сетей. Повсеместная доступность стандарта LTE и расширение зон покрытия Wi-Fi.
• Ужесточение регулирования отрасли во многих странах в том, что касается диапазона сети, ее нейтралитета и защиты прав потребителей.
• Изменение структуры всей индустрии вследствие ее консолидации. Рост числа устройств с IP-адресом (Интернет вещей).
• Переход на облачные модели доставки – «все как сервис».
• Возрастающая угроза OTT -сервисов (в основном, борьба за распространение видео и сервисы).

Перечисленные потрясения предопределяют сценарии дальнейшего развития мобильной индустрии, ее структуру и функциональность. Существует несколько правдоподобных сценариев будущего отрасли, но я считаю, что только два из них имеют реальные шансы воплотиться в жизнь и помогают лучше понять, куда двигаться дальше и как построить стратегию успеха на будущее. Первый сценарий можно назвать «Мобильные звенья». В общем и целом, это продолжение нынешней ситуации: крупные игроки доминируют в каждом звене цепочки начисления стоимости, опираются на собственные сильные стороны и возможности и сотрудничают только с однородными крупными игроками. Второй сценарий можно назвать «Мобильный взрыв», и он – полная противоположность первого. Это мир, где большинство устройств совместимы друг с другом, могут передавать и получать данные по беспроводной связи и функционируют по облачному принципу, повышая конкуренцию и стирая грани между звеньями цепочки начисления стоимости.
Достоверно предсказать будущее невозможно, но некоторые современные тенденции и явления дают повод думать, что переломные моменты, или основные движущие силы отрасли подталкивают ее к «мобильному взрыву». Учитывая это, те, кто относятся к цепочке начисления стоимости, задаются справедливым вопросом: «Как справиться с главными проблемами и каковы верные, с точки зрения бизнеса, решения в этом новом мире?». Ниже представлены основные положения доклада в том, что касается главных стратегических направлений, спсособных обеспечить успех участникам всех 6 звеньев цепочки начисления стоимости:
• Контент-провайдеры (например, Sony, Disney, New Corp.): многоплатформенные, облачные хранилища и альтернативные модели ведения бизнеса и дистрибуции.
• Операторы мобильной связи (например., AT&T, T-Mobile, Orange, Verizon Wireless): интеграция Wi-Fi, сотрудничество с OTT-сервисами, технология Big Data, оптимизация затрат и технических характеристик, мобильные облака и вертикальные решения.
• Поставщики оборудования (например, Ericsson, Alcatel-Lucent, Cisco, EMC): сокращение расходов, интеграция сетевых баз данных, малые соты и многоабонентские сети.
• Поставщики программного обеспечения (например, Microsoft, Adobe, Oracle): внедрение программ для мобильной связи, мобильное облако, безопасность и вертикальные решения.
• Поставщики интернет-услуг (например, Google, eBay, Amazon, OTTs): сотрудничество с поставщиками услуг, облако, интеграторы цепочки начисления стоимости и инновации.
• Производители устройств (например, Samsung, Apple, Nokia, RIM): инновации за пределами трубки, распространение облачных технологий, «интеллектуальный» дом и альтернативные сети.

Доклад Cisco IBSG подробно освещает основные потрясения и переломные моменты, которые дадут новое определение мобильности и закладывают основы для претворения в жизнь двух наиболее вероятных сценариев дальнейшего развития мобильной индустрии. Эти сценарии и анализ отраслевых сегментов дают игрокам этой индустрии общее представление о том, что ждет их в будущем, позволяя сделать рациональный выбор стратегии для тех или иных ситуаций.

Предыдущие статьи С. Тейлора:
• Новая глава в развитии мобильной связи? Wi-Fi изменит облик мобильной отрасли - http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/030512d.html.
• Полный список статей Тейлора – в его блоге на странице http://connectedlife.blogspot.com/.
• Адрес Тейлора в твиттере - @STaylorCisco.

Доклад Cisco IBSG “The New Mobile World Order: Perspectives on the Future of the Mobile industry” опубликован в веб-разделе http://www.cisco.com/web/about/ac79/docs/sp/New-Mobile-World-Order.pdf.

Теги/ключевые слова: Cisco, IBSG, исследование, мобильность, мобильная индустрия, сценарии, потрясения, стратегические переломные пункты, контент-провайдеры, поставщики мобильных услуг, поставщики оборудования, поставщики интернет-услуг, мобильные устройства.

Дополнительную информацию журналистам рад предоставить
Александр Палладин, глава пресс-службы Cisco в России/СНГ
тел. (985) 226-3950

О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2012 финансовом году превысил 46 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.