Петербург – город намывов: от Петра и до наших дней

6 Октября 2022
Намывная эпопея Санкт-Петербурга корнями уходит глубоко в историю. По сути, город на Неве – это один большой намыв. Традиция развивать северную Венецию в таком формате зародилась при Петре I, после чего ее поддержали советские власти.

Во время существования такой административной единицы, как Российская империя, была намыта едва ли не половина нынешней территории Петербурга. Генплан города был разработан еще до начала Великой Отечественной войны. В соответствии с ним предполагалось сделать много парков на приморских территориях. Но война внесла свои коррективы и Генплан обновили.

В итоге большую часть земель у Финского залива решили отдать под жилую застройку. Грунт намыли, тем самым защитив территории, которые потенциально могло затопить. В рамках обновленного Генплана также претворили в жизнь идею императора о большом канале на Васильевском острове, но в собственном представлении. В итоге получилось почти 350 гектаров, которые можно было застраивать. Как и предполагалось, на новых территориях появились целые кварталы. Самый привлекательный район города продолжал расширяться: появилась станция метро «Приморская», улица Кораблестроителей, Морская набережная и другие.

С 1960-х годов власти СССР стали намывать территории и в других районах города. Например, все то, что мы сейчас можем видеть у относительно молодой станции метро «Беговая» – намывные территории. Весь парк 300-летия, который раньше был пляжем – тоже намыв. Самым крупным, пожалуй, стал «Морской фасад» на Васильевском острове, занявший более 470 гектаров.

К сожалению, далеко не всем выдающимся планам по созданию и развитию намывных территорий в Петербурге было суждено реализоваться. Так, например, почти 20 лет назад тогдашний губернатор Валентина Матвиенко задумала сделать «визитную карточку» всего «Морского фасада» и поручила разработать масштабный проект Морского пассажирского терминала. Планировалось, что он вытянется на 500 метров в ширину и будет представлять собой прямоугольную оконную 85-метровую раму в виде буквы «П».

Еще один грандиозный проект, который завис в воздухе – остров с двумя 200-метровыми небоскребами, вокруг которых планировалось сформировать деловой центр города. По задумке авторов, произойти это должно было в 2015 году. Это вполне мог бы быть аналог Москва-Сити, но ему, как и многим другим достойным проектам, было суждено остаться нереализованным.

Совсем недавно – в 2021 году на ПМЭФ компания «Зингер Девелопмент» представила совершенно уникальную концепцию создания намывных территорий в Финском заливе. Проект получил название «Залив островов». В случае реализации у города все-таки появился бы автономный мини-мегаполис. Многие решения девелопера отражают лучший опыт ведущих стран мира. Например, предполагается, что 200 намытых гектаров будут свободной от машин территорией, а помимо необходимой социальной инфраструктуры здесь будет большое количество необычных решений по озеленению: «зеленые» крыши, вертикальные сады в небоскребах и зимние сады с регулируемым климатом.
Ольга
Зингер Девелопмент