Психолог с разводным ключом

24 Ноября 2011
– За мной закреплён участок с определёнными домами, но поскольку одного сантехника в штате не хватает, работать приходится больше. Если не успеваю что-то сделать, бывает, перекладываю на выходные. Чаще вызывают женщины. Либо мужчины, про которых можно сказать: «без рук». (Смеётся.) Нередко и бабушки зовут. Последние сначала жалуются, а потом оказывается, что у них всё хорошо, просто пообщаться захотелось. В этой работе надо быть немного психологом. Найти такой подход к человеку, чтобы он тебе доверил всё и остался довольным после твоего ухода.


– Профильное образование нужно?
– Я учился не на сантехника. Когда решил им стать, прошёл практику, постажировался. Теорию, конечно, всё равно пришлось выучить. Одно дело – крутить болты-гайки, а другое – разбираться, где что находится и как правильно включить, подать. Особенно в горячей воде и тепле непросто было разобраться. Я начинал работать не в жилом фонде, а по проведению стояков, разводки в новостройках, потом переключился на домовую сантехнику. Напарник меня и обучил этому делу. Можно было сразу учиться на сантехника, а у меня получилась переподготовка. Проходил я её в Алтайском крае на предприятии «Сантехмонтаж». Сдавал тот же экзамен, технику безопасности, прошёл стажировку и получил допуск для определённого вида работ. То есть не бывает такого, что просто придёшь и скажешь: «Я хочу сантехником быть! Я дома умею сам смеситель ковырять», – и тебя сразу возьмут. Нужен хотя бы небольшой опыт работы, знания. Дальше приходится всё время учиться, чтобы расти профессионально. С приобретением стажа растёт разряд, и каждый раз свой разряд надо подтвердить. Если хочешь повысить разряд, приходишь к инженерам, как правило, они идут навстречу, проводят испытания.


– Какой минимальный набор сантехнических инструментов должен быть в доме у каждого человека?
– Газовый ключ ¹ 0 или 1, разводной ключ ¹ 1, пассатижи, отвертки – всё это может пригодиться в любой момент. Мало ли, откуда вода вдруг побежит. Если из крана потекло, кстати, то стоит сразу же закрыть отсечные краны, которые находятся на стояках у вас в квартире, а потом вызывать аварийную службу или чинить.



– Отчего в ванной могут быть плохие запахи? И как их устранить?
– Вероятно, нарушена герметичность стыков или водяного затвора в сифоне. Стоит вызвать сантехника или проверить самому. Сифон со скобой расположен под раковиной. Если скобы нет или она повреждена, появляются посторонние запахи.


– Есть ли какие-то общие критерии выбора сантехники?
– Главное, чтобы вам нравилось и было удобно. Если берёте новый унитаз взамен старого и канализация у вас при этом старая, чугунная, то лучше взять унитаз с косым или универсальным спуском – он проще в монтаже. Если идёт полная замена канализации, то можно брать вообще любую сантехнику.


– Иногда говорят: «Вам нужна эта деталь. Давайте я куплю, а вы отдадите деньги». Так дороже – или действительно проще, потому что сантехнику виднее, что подойдёт к системе?
– Когда я говорю людям, что что-то надо поменять, предлагаю выбор: сами купите или я приобрету. Второй вариант им удобнее. Они не бегают, не ищут, нет риска купить некачественный товар. Никаких комиссий я за это не беру – за что купил, за то и отдаю. И всегда предоставляю копию чека. Те же бабушки обычно не разбираются и просят: «купи».


– Можно ли получить квитанцию, оплатив услуги сантехника?
– Естественно! Человек пишет заявление в домоуправление и получает квитанцию на оказание платных услуг. Её выдают при оплате услуги в домоуправлении. Или я приношу эту квитанцию на дом, беру деньги и отношу их в домоуправление.


– Что в Вашей работе самое сложное?
– Скорее всего, это работа с населением. Люди все разные. К каждому надо найти подход. Одни довольны работой ЖЭУ, другие нет. Поэтому при каждой заявке приходится лавировать, как-то подстраиваться, что-то объяснять. Прежде чем приступить к работе, нужно договариваться с людьми, что мы сейчас это сделаем, если не понравится, то переделаем.


– Всегда договариваетесь?
– Бывают и скандалы. Начитаются люди где-то в газетах чуши какой-нибудь и требуют себе то же самое, а мы по техническим данным не можем это выполнить. Например, бесперебойную подачу горячей воды летом. А поскольку у нас система закрытая, замкнутая, получается, что на летний период нет циркуляции. Температура воды зависит от водоразбора населения – чем больше пользуются, тем вода горячее. Мы ничего поделать не можем. Но такие неприятные случаи с недовольными людьми очень редки. Иногда наоборот, когда всё хорошо, люди приходят и пишут благодарность. Или звонят руководству и говорят спасибо. К тому же сарафанное радио не дремлет. Люди рекомендуют сантехника друг другу, если им понравилось, как он работает. Если ты сделал кому-то хорошо, тебя, опять же, больше будут уважать на работе.


– А бывали забавные вызовы?
– Конечно! Обычно это опять-таки либо женщины либо бабушки. Например, позвонят: «Нет горячей воды». Приходишь, а на смесителе ситечко стоит. И оказывается, что оно забито. Вытащил, прополоскал – и всё. Между прочим, если из крана плохо идёт вода, то в первую очередь надо проверить это небольшое ситечко в смесителе – обычно оно забито грязью. Если нет, возможно, забился смеситель. Если и смеситель чист, вероятно, проблема в стояке.
Ещё был у нас дедушка, который сам что-то пытался чинить, вниз залез, краны перекрыл, а потом звонит и говорит: «У меня нет воды». А зимой ещё бывает, позвонят: «У меня батарея холодная». Прихожу, а она горячая. Они, оказывается, не саму трубу проверяют, а за железкой где-то трогают – она и холодная. Иногда просто вызывают ради консультации: какой смеситель поставить, какой унитаз. Раньше это называлось профосмотр: зашёл, проверил, порекомендовал людям поменять что-то, отремонтировать.


– Скоро праздники. Как будете отдыхать?
На новый год в ЖЭУ у каждого своё дело. Например, дворники лепят снеговиков, электрик отвечает за иллюминацию, сантехники заливают горки. Все принимают участие. Иногда на новогоднюю ночь выпадает дежурство. Люди в случае чего звонят в аварийную службу. У аварийки есть график дежурных сантехников по участкам, и если они не успевают, то звонят мне, и я иду разбираться. Праздник всё равно получается с семьёй, но в постоянном ожидании возможного звонка. Порой всю ночь тихо, а иногда случаются казусы: кто-то раковину уронил, унитаз отломал. Праздник – всегда праздник, но и люди всегда люди – в нашей работе бывает всё.

Источник: www.stroim54.ru
Контакт: Анна Иванова, tries@tries-nsk.ru
Евгения Майорова
www.stroim54.ru
Анна Иванова
tries@tries-nsk.ru