Работа Ассоциации «Сахалинстрой» над проектом типового контракта по строительству и реконструкции объектов капитального строительства вышла на финальную стадию

7 Сентября 2015
Проект Типового контракта по строительству и реконструкции объектов капитального строительства вышел на финальную стадию согласования. Инициатором создания и основным разработчиком Типового контракта выступила Ассоциация «Сахалинстрой» совместно с Министерством экономического развития Сахалинской области.
Как отметила начальник юридического отдела Ассоциации «Сахалинстрой» Анастасия Артюхина, результат применения контракта позволит участникам процесса соблюсти требования законодательства о техническом регулировании и выполнить строительные работы в полном соответствии с проектной (включая рабочую) документацией, исключить разногласия в связи с имеющимися пробелами в положениях градостроительного законодательства и законодательства о контрактной системе. Это должно привести к повышению качества работ, а также эффективно использовать бюджетные средства с получением положительного результата – достижения заданных результатов обеспечения государственных или муниципальных нужд, мероприятий государственных, областных, муниципальных программ и исполнения функций и полномочий государственных или муниципальных органов.
Разработка основного и обязательного для применения Типового контракта на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства за счет областного и муниципальных бюджетов и создание региональной библиотеки контрактов в строительстве стало логичным продолжением многолетней работы Ассоциации «Сахалинстрой» по совершенствованию региональных условий закупочной деятельности. Ежегодно Общее собрание членов сахалинской СРО ставит это направление работы одним из важнейших. Высокая заинтересованность подрядчиков в создании разумных условий заключаемых контрактов объяснима – основным объемом работ для строительных организаций по-прежнему остается рынок государственного и муниципального заказа. Основой данного Контракта послужил ранее принятый Министерством строительства Сахалинской области Типовой контракт, который был утвержден, как рекомендательный.
Наиболее остро необходимость в совершенствовании условий закупочной деятельности традиционно испытывают компании малого и среднего строительного бизнеса, доля которого как в членском составе Ассоциации «Сахалинстрой», так и в строительном секторе экономики Сахалинской области в целом – более 95%.
Как отмечает Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, в Ассоциации «Сахалинстрой» не жалеют сил на нормотворческую работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти региона:
— Без выполнения саморегулируемыми организациями функции сорегуляторов отрасли, в нашем случае строительной, нет и самого саморегулирования в его истинном смысле. Взять хотя бы Указ Президента Российской Федерации ¹ 824 от 23 июля 2003 года, где сказано, что развитие системы саморегулируемых организаций в областях экономики является одним из приоритетных направлений административной реформы в Российской Федерации, которая проводится не только на федеральном, но и на субъектных уровнях. В 2012 году Президент Российской Федерации в программной статье «Демократия и качество государства» четко определил, что саморегулирование должно стать столпом построения крепкого гражданского общества. А в довершение всего одним из Решений Конституционного суда Российской Федерации было определено, что саморегулируемые организации являются встроенными в систему государственного управления в областях экономики. Понимая в совокупности функционал полноценной саморегулируемой организации мы и работаем над совершенствованием отраслевой политики, реагируя на потребности членов нашей Ассоциации и всего сахалинского строительного бизнеса.
В 2014 году по инициативе Ассоциации «Сахалинстрой» в Сахалинской области был разработан порядок разработки типовых контрактов и типовых условий контрактов, который был утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2014 года ¹ 663 «Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для нужд Сахалинской области».
В начале апреля текущего года в Сахалинской области был утвержден еще один документ, разработанный Ассоциацией «Сахалинстрой – Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд Сахалинской области на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнение изыскательских и проектных работ, осуществление строительного контроля. Работа по его созданию началась после обращения Министерства экономического развития Сахалинской области и созвучных с ним многочисленных заявлений подрядчиков, которые отмечали, что существующие в законодательстве рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта не адаптированы для строительных торгов.
На практике это приводит к высокой доле дополнительных работ, оплата которых для подрядчиков традиционно чревата длительной и подчас безрезультативной перепиской с заказчиком, а в конечном итоге – судебными тяжбами.
Финальным звеном цепочки нормотворчества, призванного максимально соблюсти права подрядчиков на подрядных работах, стал проект Типового контракта по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
В основу контракта были положены типовые положения контрактов, разработанные Международной ассоциацией инженеров-строителей (FIDIC). Первоначальная редакция документа получила высокую оценку российского представительства FIDIC – Русской Ассоциации инженеров-консультантов (РАИК). Экспертами было отмечено, что Типовой контракт, разработанный Ассоциацией «Сахалинстрой», отвечает идеологии FIDIC.
Одним из важнейших положений разработанного Типового контракта является закрепление за заказчиком обязанности по оплате выполненных работ в срок до 10-ти рабочих дней после подписания заказчиком соответствующих документов. Как отмечают разработчики, эта норма устранит возможные и нередко встречающиеся манипуляции заказчиков над подрядными организациями, которые в традиции еще не до конца выхолощенной практики отложенных платежей, могут месяцами ждать оплату уже выполненных и принятых работ.