Антивирусный рынок России вырос в два раза

23 Июля 2008
По итогам отчета в 2007 году суммарный объем российского рынка антивирусного ПО составил 131 млн. долларов, что на 94% больше чем в 2006 году. Ключевыми факторами роста рынка являются дальнейшее развитие корпоративного сегмента и розничных продаж, увеличение доли государственных заказов, а также снижение уровня пиратства.

Лидерство же на российском рынке по-прежнему удерживает «Лаборатория Касперского» с объемом продаж в 60,2 млн. долларов и долей рынка 45%. Она смогла существенно упрочить свое положение на рынке, отняв у конкурентов за год почти 9% рынка.

Второе место с объемом продаж в 24,5 млн. долларов занимает корпорация Symantec. Ее доля на российском рынке уменьшилась на 9,3% и составила 18,4%. Отставание Symantec от лидера серьезно увеличилось, теперь ее доля рынка в 2,5 раза меньше, чем у «Лаборатории Касперского».

Компании Trend Micro и «Доктор Веб» также ослабили свои позиции на российском рынке: темпы роста этих компаний существенно ниже среднерыночных. Их доли уменьшились на 4% и 2,9%, а объем продаж составил 8,6 и 8,4 млн. долларов соответственно. Это позволило компании Eset обойти их и уверенно занять третью позицию на рынке с долей 13,7% и объемом продаж 18,3 млн. долларов.

В сумме пятерка лидеров в 2007 году заработала 120 млн. долларов, то есть 90% всех продаж антивирусного ПО в России, что позволяет говорить о фактическом разделе рынка между указанными вендорами.

В 2007 году, как и годом ранее, свои позиции укрепили два вендора: «Лаборатория Касперского» и Eset. Для остальных игроков результаты 2007 года неутешительны. Наиболее существенные потери доли рынка зафиксированы у Symantec (9,3%), Trend Micro (4%) и «Доктор Веб» (2,9%). Новичок рынка, компания F-Secure, за 2007 год смогла завоевать около 1% рынка.

В 2008 году эксперты Anti-Malware.ru прогнозируют 60% рост рынка антивирусного ПО в России, то есть суммарный объем продаж должен составить не менее 210 млн. долларов.

Ожидаются изменения и в пятерке лидеров. При благоприятном стечении обстоятельств компания Eset должна сохранить высокие темпы роста и опередить по объему продаж Symantec. Кроме этого «Доктор Веб» за счет успешного продвижения сервиса Dr.Web AV-Desk должна обойти Trend Micro в борьбе за четвертую позицию на рынке.

Не стоит забывать и других игроков. Компания McAfee открыла официальное представительство на территории России и заявила о своих намерениях инвестировать в российский рынок значительные средства. McAfee ведет активную работу с партнерами, но на фоне текущей активности других конкурентов в 2008 году значительных успехов от нее ожидать не приходится.

Еще один относительно новый игрок, компания BitDefender, обладает очень неплохим потенциалом, однако в 2008 году мы вряд ли станем свидетелями ее быстрого роста. Представительства BitDefender и Eset в России имеет общего владельца, что не позволит первому атаковать своего более успешного побратима.

Сергей Ильин, управляющий партнер Anti-Malware.ru, так прокомментировал результаты исследования: «Несмотря на то, что рынок сейчас делят всего пять компаний: «Лаборатория Касперского», Symantec, Eset, Trend Micro и «Доктор Веб», его едва ли можно назвать зрелым. Мы прогнозируем сохранение высоких темпов роста рынка, а его насыщенность по-прежнему остается довольно низкой. Это означает, что шансы есть даже у новичков. В ближайшие годы расклад сил на антивирусном рынке в России может измениться самым радикальным образом».

Anti-Malware.ru – независимый российский информационно-аналитический портал, посвященный программному обеспечению для защиты от различного типа вредоносных программ. На сайте в равной степени освещаются, анализируются и сравниваются продукты ведущих мировых производителей и методы защиты от всех видов современных угроз, подпадающих под определение malware.
Сергей Ильин
Anti-Malware.ru
sergey@anti-malware-test.com
Anti-Malware.ru