Обещанного ждут годами. В Петербурге спустя десятилетие после начала застройки намыва появятся дороги и социальная инфраструктура

13 Марта 2023
Петербургские чиновники обещают намывам развитую транспортную инфраструктуру и даже метро. Как сообщает Комитет по инвестициям, до конца года должно быть завершено строительство трех съездов с развязки ЗСД в районе Шкиперского протока. Это обеспечит включение намыва в дорожную сеть города. Другие съезды развязки, в том числе подключение улицы Наличной, введут в эксплуатацию поэтапно в 2024-2025 годах.

«Будущая развязка создаст дополнительную круглосуточную связь Васильевского острова с северными и южными районами Петербурга и обеспечит транспортное сообщение южной части острова, минуя улично-дорожную сеть», – отмечают в комитете.

Кроме того, городские власти запланировали строительство на намывах 15 км дорог: проспект Крузенштерна, улица Лисянского, улица Челюскина, бульвар Александра Грина, улица Гончарова, улица Айвазовского, Вилькицкий бульвар и другие. Одновременно с ними будут обустроены тротуары, остановки, велодорожки и парковки.

Но особенно сильно местные жители ждут открытия станции метро «Горный институт», запланированного на 2024 год. Изначально эту станцию планировалось открыть до 2015 года, однако срок неоднократно переносился. Впрочем, не только метро, но и строительство другой нужной острову инфраструктуры постоянно тормозилось и откладывалось. Она появляется лишь в последние годы и то – после многочисленных жалоб населения.

Стоит отметить, что стройка первого жилого дома на намыве началась в 2011 году. Предполагалось, что профинансировать прокладку инженерных сетей к нему должен был городской бюджет. На его же средства в дальнейшем планировалось строить школы, детсады, поликлиники, пожарную часть и отдел полиции.

Однако практически сразу выяснилось, что денег на это нет. Не дождавшись финансирования, другие застройщики южного намыва начали создавать инфраструктуру за свой счет. В 2014 году градсовет утвердил новый план межевания и развития намывной территории. Проект предусматривал строительство ТЭЦ, детской больницы, двух развязок, и другие объекты. По факту ничего из этого не появилось: в 2017 году были сданы очередные дома, однако объекты инфраструктуры застройщик завершил только на 25%.

Сегодня район остро нуждается в дорогах, школах и медучреждениях. На намывах пока построили только один детсад. Кроме того, лишь недавно один из застройщиков начал строить школу, но ждать завершения работ еще несколько лет. А между тем, количество жителей на намывах постоянно растет, ведь продолжается застройка южной части, где живет уже порядка 10 тысяч человек, и начато возведение северной, где поселят еще 30 тысяч человек.

Несмотря на то, что застройщик северного намыва – Группа ЛСР – обещает развитую социальную инфраструктуру и дороги, местные жители сомневаются в его заверениях. Сейчас активисты судятся с компанией, пытаясь доказать, что разрешение на строительство, выданное госэкспертизой, незаконно.

Застройщики, которые более десяти лет назад так и не дождались от Смольного строительства инфраструктуры, сейчас надеются только на себя. Учитывая дефицит земли под жилищное строительство, их интерес к намывам понятен, однако в любом проекте нужен комплексный подход. Например, компания «Зингер Девелопмент», представившая несколько лет назад проект «Залив Островов», предлагала развивать искусственные земли комплексно.

Он учитывал не только ошибки текущего намывного строительства, но и лучший зарубежный опыт. Так, его разработчиками выступили архитекторы двух известных в мире профессиональных объединений – 10 Design и SYSTRA.

Компания предложила построить остров в нескольких километрах от «Лахта Центра», а на нем разместить огромный жилой район с 5,2 млн кв. м недвижимости, из которых 2,4 млн отводилось под жилье. Проживать там могли бы более 50 тысяч человек. Для них проектом предусматривались четыре школы, 12 детсадов, три объекта здравоохранения, а также спорткомплексы и учреждения культуры. «Залив островов» – это архипелаг, где острова связаны между собой. А с большой землей их соединяет выезд на Лахтинский проспект и удобная транспортная развязка на территории «Лахта Центра».

Ставку в проекте сделали на экологичность и «зеленые» технологии, поэтому планировалось, что жителей будет обслуживать электрический общественный транспорт, трамваи и персональные микровагоны. Дороги должны были стать многоуровневыми с подземной частью для скоростных автотрасс. Также проектом предполагалось озеленение крыш, устройство вертикальных садов в небоскребах и зимних садов с регулируемым климатом.

Проект был признан экологами безопасным, а общественность сошлась во мнении, что «Залив островов» решал проблему острого дефицита социальной инфраструктуры, которая есть не только на Васильевском острове, но и во всем городе. Однако пока проект, который мог бы стать «пилотом» экологичного строительства, отложен чиновниками в долгий ящик.
Григорий
Зингер Девелопмент