Индустрия гостеприимства: будущее отелей и сервисных апартаментов

21 Июня 2023
Согласно обзору “МТЛ-АПАРТ” туристическая инфраструктура в России после пандемии развивается весьма умеренными темпами: количество объектов размещения с 28 094 шт. в 2020 году увеличилось до 29 547 в 2022. По данным Росстата за 2022 г. общая площадь объектов размещения составляет 24,2 млн кв.м., номерной фонд насчитывает 1,06 млн номеров, при этом доля номеров высшей категории составляет всего 6,1%. Географически в распределении объектов лидирует Краснодарский край (5160 объектов) и Приволжье (4338), тогда как на Петербург приходится всего 926 объектов, а на Москву 1345. Но наиболее привлекательные перспективы развития туристической инфраструктуры, по мнению экспертов, как раз у Петербурга, Москвы и Черноморского региона.

Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ-АПАРТ»: «Если посмотреть на все проекты индустрии гостеприимства, находящиеся в процессе реализации, то в России таких насчитывается около 850. Причем 405 из них реализуется в формате апарт- или кондо-отелей. Предполагаемый объем инвестиций составит 1,8 трлн руб. И несмотря на снижение инвестиционного спроса среди частных инвесторов на 30-40%, формат остается востребованным среди конечных потребителей. Загрузка апарт-отелей в 2022 году выросла на 7% по отношению к предыдущему году, и в целом мы фиксируем стабилизацию загруженности и арендных доходов. Хотя средние показатели доходности скорректировались до 4-6% годовых».

В Санкт-Петербурге доля апарт-отелей в объеме введенного в 2022 году номерного фонда составила 96,6%, количество реализуемых проектов выросло на 52% по отношению к предыдущему году. Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group и Вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации: «За последние 3 года количество инициатив в индустрии гостеприимства – огромное, наша отрасль внезапно стала «новой нефтью» для страны, на ее развитие государство выделяет субсидии. Например, на ближайшие 5 лет «обнулен» НДС для гостиничных объектов – это важная мера поддержки для больших отелей. Кроме того, запущена программа субсидирования кредитной ставки для строительства отелей на 120 номеров и более. В целом, у объектов гостиничного сегмента есть различные варианты получения поддержки от государства, и наша ассоциация помогает отельерам правильно ими воспользоваться ».

Средняя заполняемость апарт-отелей выросла на 7% и составила по итогам 2022 г. 75%. Андрей Петелин, генеральный директор УК «Сититель»: «В прошлом году мы наблюдали всплеск отложенного спроса, поддержанный различными программами внутреннего туризма. Но в этом году уже заметны изменения: если начало года было достаточно позитивным, то сейчас мы видим снижение индивидуального спроса: гости начинают экономить и выбирают более дешевое размещение. И в этом плане у апарт-отелей есть шанс отвоевать долю рынка у традиционных отелей».

Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию Объединения «Строительный трест»: «Сегодня многие новые жилищные проекты, которые выводятся на рынок Петербурга, включают в себя коммерческие функции, в том числе апарт-отели. И это сегодня для нас необходимость, обусловленная финансовой моделью проекта. Самый правильный формат коммерческой недвижимости в жилом проекте, на мой взгляд, это апарт-отель».

Туристическая отрасль в целом становится привлекательным сегментом для инвестиций. Александр Моторин, коммерческий директор «Сателлит Девелопмент»: «События последних 3 лет дали мощный толчок внутреннему туризму, тогда как качественное предложение для проживания туристов по-прежнему невелико. Достаточно открыть любой сайт по краткосрочной аренде жилья, чтобы убедиться, что спрос на хорошие места размещения превышает предложение. Поэтому туристическая недвижимость: отели, сервисные апартаменты, гостевые дома, мини-отели и прочие средства размещения, - показывает хорошую динамику в городах с туристическим потенциалом».

Несмотря на рост стоимости входа для частных инвесторов (на 18% за прошлый год), происходит активная цифровизация процессов управления апарт-отелями, что делает рынок сервисных апартаментов более простым и понятным для несистемных игроков. Александр Погодин, коммерческий директор Formula City: «Мы в своей концепции идем по пути развития комфорта для наших постояльцев. При очевидном тренде на сокращение площади номеров, мы создаем большие общественные пространства с максимальным функционалом и разнообразием. Именно поэтому мы беремся только за проекты, которые находятся на самой ранней стадии: чтобы была возможность запроектировать все необходимые для современного апарт-отеля функции».
Елена Морозова
Репутация