Государственный земельный надзор, задачи, порядок осуществления, ответственность за нарушения земельного законодательства

31 Июля 2014
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. ¹ 136-ФЗ., Законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008года ¹ 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля».
Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Основной задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года ¹ 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и её территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:
1. выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
2. порядка переуступки права пользования землей;
3. выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние , пригодное для использования по целевому назначению;
4. выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
5. порядка предоставления сведений о состоянии земель;
6. исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
7. выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы.
На территории Томской области государственный земельный надзор осуществляет Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Томской области).
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен «Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утвержденным приказом Минэкономразвития от 30.06.2011 ¹ 318. Государственный земельный надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.»
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и граждан осуществляются на основании ежегодных планов. C планом проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru).
План проверок в отношении граждан размещается на сайте Управления Росреестра по Томской области(http://to70.rosreestr.ru).
Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Внеплановые проверки проводятся в случае:
- истечения срока исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан письменных заявлений и иных доказательств, cвидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
- распоряжения руководителя Россреестра.
Проверки соблюдения требований земельного законодательства осуществляют федеральные государственные служащие территориальных органов Росреестра – государственные инспектора.
Если при проведении проверок выявлены нарушения земельного законодательства и для того, чтобы нарушения были устранены, государственные инспектора, выдают предписания об устранении нарушений земельного законодательства с указанием сроков их устранения, и в дальнейшем проводят внеплановые проверки, раннее выявленных нарушений.
В случае неисполнения предписания в срок, составляется протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания) и материалы передаются в суд.
Должностные лица Росреестра(его территориальные органы) при проведении проверок имеют право составлять и рассматривать протоколы по следующим статьям КоАП:
- статья 7.1 КоАП - в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
- часть 1 статьи 7.2 КоАП - уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков ;
- статья 7.10 КоАП - в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка;
- часть 1 статьи 8.8 КоАП - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, ;
- часть 1.1 статьи 8.8 КоАП - неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом;
- часть 2 статьи 8.8 КоАП - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- статья 7.34 КоАП - нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность;
Выявленное правонарушение в любом случае обязано быть устранено. Поэтому по нему проводятся проверки до его полного устранения.
Пресс-служба Росреестра по Томской области
Управление Росреестра по Томской области