Такой подвижный рынок недвижимости

6 Мая 2010
В современном мире если и есть недостаток в чем-то, то только не в информации. К нашим услугам терабайты из цифр, фактов, названий и кажется, что на любой вопрос можно найти ответ, всего лишь задав нужные параметры поиска. Это в том числе касается и поиска недвижимости.
Чем же в таком случае объясняется невероятное количество посетителей, например, весенней Ярмарки Недвижимости, на которую пришло, по очень примерным подсчетам, порядка 30 тысяч человек? Ведь ровно ту же информацию они могли бы получить, не выходя из дому.

Оказывается, мало найти информацию. Нужно выбрать из нее ту, которой можно доверять, а затем сделать из нее верные выводы. А это под силу не каждому профессионалу. Чтобы не прийти к ошибочным выводам, необходимо сопоставить множество фактов и посмотреть на них с разных позиций. Для этого нужно оценить рынок недвижимости «изнутри» и «снаружи», пообщаться с теми, кто задает направления игры, и теми, кто видит, чем они становятся на практике. Понять, как один и тот же рынок недвижимости видят его непосредственные участники и мы, его потребители?

Именно с этой целью мы беседуем с Ольгой Шульдинер, директором Ярмарки Недвижимости и представителем ГК «ЦДС», генерального партнера выставки, Сергеем Кузнецовым.

- Происходящее на выставке всегда адекватно массовым прогнозам рынка недвижимости?

О.Ш.:

- По тому, как идут дела на выставке, можно очень четко говорить о том, что творится на рынке. Причем мы обычно это знаем заранее. Вот вам пример: в августе 2008 года у нас неожиданно начали отказываться от участия в выставке банки. Весной были забронированы площади для 22 банков, а к августу остался один единственный. Отказы были без объяснения причин. Что характерно, никакого кризиса в России еще не было. Мы слышали о каком-то кризисе за рубежом, но до нас он еще не дошел. Планировалась огромная выставка, со множеством участников, колоссальными площадями, но к августу мы уже знали, что дело плохо. Что и показало дальнейшее развитие событий.
Совершенно противоположная ситуация была сейчас. Уже в декабре было заявлено 9 банков. Исходя из этого, мы заранее знали, что ипотека будет представлена и ставки в ней будут нормальные. То есть еще до того, как они заявили о своих кредитных программах.
Так что часто наша информация опережает прогнозы рынка, а иногда корректирует их.

- Каковы эти прогнозы сегодня с точки зрения профессионала?

С.К.:

- В последние полгода очевидны процессы активизации в экономике в целом и на рынке недвижимости как следствие.
Для построения прогноза все факторы, определяющие картину завтрашнего рынка можно разделить на две противоположные группы: катализаторы активации и тормозящие процесс восстановления. Определяющий фактор во второй группе – это снизившееся благосостояние большинства граждан, подорвана вера в стабильность личного финансового положения. С другой стороны, сформировалась серьезная группа факторов, способствующая активизации: отложенный спрос за 1,5 года, уменьшение предложения в секторе первичного рынка, возрождение ипотечных программ, повышение эффективности в работе с социальными программами. Анализируя эти тенденции, мы приходим к выводу о наиболее вероятном сценарии развития рынка: плавная активизация в ближайшее время и, возможно, резкий подъем к концу 2010 года.

О.Ш.:

- Мы на практике убедились, что прогнозы дело неблагодарное. У одного он сбылся сегодня, у другого — завтра, у третьего — не сбылся вовсе. Я могу лишь говорить о ситуации на примере выставки.
К концу декабря 2009 года мы продали весеннюю выставку практически всю. Значительно увеличили площади. Например, выставка «Альтернатива городу» увеличилась в полтора раза. Заняты были все стенды, и участники не только не просили скидок, они полностью оплачивали участие еще в октябре.
Если говорить о посетителях, то даже в традиционно «пустой» день, пятницу, их количество превысило наши самые смелые прогнозы.
Ровно противоположная ситуация была на прошлой выставке в октябре 2009 года, всего полгода назад. Мы не могли собрать на нее участников. Взять себе маленький стенд компании не хотели из профессиональных амбиций, а на большой у них попросту не было денег. При этом мы понимали, что компании хотят участвовать, им как никогда нужны продажи. Так что мы тоже начали предлагать своего рода антикризисные меры: рассрочки, скидки. То, чего никогда не было раньше. А сразу после окончания той выставки, у нас уже стояла очередь в листе ожидания. Сейчас на ¾ уже продана следующая осенняя выставка.

- Каковы основные принципы формирующие политику строительных компаний на сегодняшнем рынке?

С.К.:

- У каждой компании свое видение ситуации и свой подход к формированию поведения на рынке. Говоря «мы считаем» я буду иметь в виду обобщенное мнение руководства ГК «ЦДС». К комплексу антикризисных мер мы всегда относились как к временно необходимому. Соответственно наша сегодняшняя политика заключается в постепенном отказе от мер наиболее радикальных, таких как беспроцентная рассрочка, программа «50х50», в ближайшее время планируется повышение базовых цен по некоторым объектам.
Во время кризиса эти меры позволили приблизить наше предложение к реальным возможностям, а самое главное — к ожиданиям граждан, готовых принять серьезное решение, в то время когда большинство руководствовалось стереотипами: «Сейчас покупать нельзя, потому что все знают, что сейчас покупать нельзя…»

- Значит, те люди уже приобрели себе жилье. А кто же приходит на выставку?

О.Ш.:
- Контингент ярмарки очень помолодел. Совсем недавно у нас появились посетители в возрасте 19-21 года, которые оказались тоже заинтересованными в жилье. Они очень заинтересованы в ипотеке, и в этом я их прекрасно понимаю. Людей молодого и среднего возраста не должны пугать долгосрочные обязательства перед банками. В большинстве своем они понимают, сколько стоят квартиры и понимают, что стоимость эта не уменьшается, а наоборот, растет. Так что эта категория посетителей очень активна и ищет доступные варианты.

Молодежь интересуют «студии», сравнительно недавно появившиеся в России, и, конечно, однокомнатные квартиры, спрос на которые резко вырос в последнее время.
Молодые люди готовы рассматривать такие варианты как стартовые и затем двигаться дальше. Достаточно большой процент выбирает квартиры для детей. И я с большой долей уверенности могу сказать, что это люди из регионов, потому как они отмечают у нас командировки. Значит, это квартиры для детей, которые учатся или собираются учиться в Петербурге. Помимо самого Петербурга, людей интересуют ближайшие пригороды и недвижимость за рубежом. Все это было представлено на трех экспозициях выставки.
Опрос, который мы проводили во время выставки, показал, что существенно увеличился спрос на «двушки». Чуть менее половины опрошенных интересовались именно ими.
Большинство приходят в поиске улучшения жилищных условий, но очень многие ищут себе первую квартиру.
Судя по опросу, люди отдают себе отчет, что цены на жилье будут повышаться, при этом многие сходятся во мнении, что в настоящий момент оно стало доступнее.

- Одна из главных задач этого интервью – донести до людей важность самостоятельных выводов из различной информации. Вы считаете, что люди готовы к этому? Насколько они сами ориентируются в рынке?

О.Ш.:
- На первых выставках посетители не знали, что такое ипотека и риэлтор. Не понимали, как выглядят цивилизованные отношения на рынке недвижимости. Доходило до курьезов, когда на выставку приносили мешки денег и планировали купить жилье, так сказать, «не отходя от кассы». Даже накануне прошлой выставки у нас была пара подобных вопросов от посетителей. В таком случае приходится объяснять, что покупка недвижимости происходит по совершенно другому механизму.
Но надо отдать должное, такие случаи – исключение. Сейчас уже не нужно объяснять, что такое недвижимость и как с ней работать. Уровень грамотности горожан очень вырос за прошедшее время. Но и сейчас они продолжают делать серьезные юридические ошибки.
Поэтому некоторое время назад мы организовали на выставке центр юридических консультаций. В сочетании с программой образовательных семинаров, к формированию которой мы подходим очень тщательно, все это позволит людям избежать возможных ошибок и начать самостоятельно ориентироваться в этой сложной сфере.
В этом и заключается наше влияние на рынок недвижимости.

Беседовал Олег Дремов,
РИА «Кельник»