История развития мерчендайзинга в торговле

24 Августа 2017
История развития мерчендайзинга в торговле

Понятие, которое переводится как «искусство торговать», относительно недавно стало международным маркетинговым термином, заимствованным из английского языка. Но как явление мерчендайзинг в торговле существовал еще до изобретения монет. Ведь выгодный обмен и тогда был невозможен без применения специальных приемов. С момента возникновения меновой торговли до наших дней многое изменилось. Но базовые правила мерчендайзинга, считающегося новинкой современного рынка, остаются прежними:

1. Представление реализуемого товара в максимально выгодном свете.
2. Оповещение потенциальных покупателей о преимуществах продукта.
3. Продуманное привлечение внимания к предлагаемому ассортименту.
4. Формирование товарных запасов с учетом потребительского спроса.

Теперь в нашем лексиконе появились новые слова - выкладка, POS-материалы, складской учет, – но суть мерчендайзинга не изменилась. Успешная торговля в условиях конкуренции невозможна без использования давно изобретенных и многократно проверенных способов управления поведением целевой аудитории для повышения прибыли от бизнеса. Роль эффективных инструментов продаж в современном мире лишь возрастает. Ведь развитие цивилизации подразумевает и совершенствование древнего искусства торговать.

Эпоха караванных путей

Торговые отношения формировались благодаря купцам, водившим караваны по знойным пустыням и каравеллы по бурным морям. Международная коммерческая деятельность тех времен усугублялась регулярными нападениями грабителей и языковым барьером. Однако именно благодаря последнему фактору в эпоху караванных путей мерчендайзинг в торговле стал стремительно совершенствоваться. Невозможность объясняться словами привела к появлению универсальных приемов, понятных каждому.

Начало эры массового производства

На момент появления заводов и фабрик, освоивших выпуск серийной продукции, в мировой торговле уже сформировались правила сбыта. В городах успешно функционировали розничные магазины, а стихийные базары могли возникнуть где угодно. Но машинное производство стремительно превращало частный бизнес в важнейшую отрасль государственной экономики. Изменения происходили постепенно, но неуклонно накапливались. Менялась и роль мерчендайзинга. Очередной толчок развитию дала растущая конкуренция.

Современный мерчендайзинг

Потихоньку старинное искусство продаж обретало знакомые нам черты. Наращивание темпов массового производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции привело к появлению эффективных систем учета и высоких технологий. Розничную торговлю инновации не обошли стороной. Место частных лавочек заняли сетевые магазины с собственными подразделениями, занимающимися мерчендайзингом. Появились и профессиональные агентства, предоставляющие услуги по аудиту эффективности торговли.

Перспективы искусства продаж

Современный уровень – далеко не предел. Подход к организации повышения продаж наверняка придется еще неоднократно менять в соответствии с дальнейшим развитием техногенной цивилизации. Однако весьма вероятно, что мерчендайзинг в торговле ближайших столетий будет лишь усиливать завоеванные позиции. Повышению уровня жизни всегда сопутствует рост потребления, который уже наблюдается на сегодняшнем этапе. Торговый бизнес имеет прекрасные перспективы, как и средства, ведущие к успеху в коммерции.
Александра
Просто Маркетинг