ОТ НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ ДО ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

21 Декабря 2011
Фирменный стиль — это прежде всего идентификация бренда. Инструмент и отличительная черта, которые выделяют компанию из безликой массы конкурентов. Фирменный стиль направлен на узнаваемость и лояльность компании потребителями, призван сделать продукт престижным и первоклассным.

С помощью создания фирменного стиля, как ориентира для клиентов, многие крупные бренды сумели выделиться среди других компаний. Оптимизировав свою продукцию для успешных продаж с помощью фирменного стиля, они приобрели свое лицо, имя и свои особенные черты. Фирменный стиль не только привлекает внимание, но и создает в сознании потребителя некий яркий образ надежной, успешной, идущей в ногу со временем и динамично развивающейся компании, чей товар (услугу) стоит покупать.

До начала 90-х понятие о фирменном стиле в России было несколько размыто, хотя существует весьма любопытное издание, увидевшее свет в 1981 году — «Пропаганда решений XXVI съезда КПСС средствами наглядной агитации», в которой на 143-х страницах на русском и украинском языках дано подробное иллюстрированное руководство о том, как оформить всё и вся по-советски: города, улицы, государственные учреждения, рабочие места и зоны отдыха — в общем, самый настоящий брендбук советских времен!
Посмотреть на полную версию этого издания можно тут
Актуальность в разработке фирменного стиля стала ощутима в конце 90-х годов, когда в России стали появляться такие мастодонты западного бизнеса, как Макдональдс, Кока-Кола, автомобили мировых марок.
В основном привнесли эту традицию в Россию люди, получившие образование за рубежом и вовремя применившие свои знания на практике в нашей стране. К примеру, такие как Артемий Лебедев, который, понимая тенденции развития Интернета и бизнеса в России начал одним из первых внедрять иностранную практику на российский рынок.
Многие еще не знали, что такое Интернет и какое место он займет в недалеком будущем, но некоторые, особенно прозорливые уже начинали делать сайты. Именно в этот момент разработка и создание фирменного стиля стало одним из самых важных элементов при создании бизнеса.
Сейчас фирменный стиль — основа узнаваемости компании. Важен каждый элемент, который так или иначе укажет и напомнит о том, чем именно занимается компания, каков ее статус и положение на рынке.
Одним из основополагающих элементов является знак компании, который может использоваться как вместе с логотипом, так и отдельно.
Мнение экспертов Sybarite Group: Фирменный стиль должен вызывать некий ассоциативный ряд. Создается знак, который должен быть простым, легко узнаваемым, чтобы даже не умеющий рисовать человек, мог бы с легкостью его отобразить. Одними из самых удачных примеров западных компаний являются: Nike, Yota, Adidas, Mercedes



На Российском рынке уже тоже есть вполне достойные примеры: Qiwi, Газпром, Альфа-Банк, S7.
Разработка фирменного стиля дорогое удовольствие, которое обойдется компании от 500 000 рублей и выше. На выходе компания-заказчик получит не только визитки, шаблоны, бланки, но и полное руководство по их применению и рекомендации по использованию того или иного документа.
К сожалению, даже затратив огромный бюджет на разработку гайдлайна (руководства по применению фирстиля), агитация за его применение остается возложенной на руководство компании, поэтому часто деньги выбрасываются впустую. Получив тот или иной шаблон, сотрудники не задумываются о размере и типе гарнитуры шрифта. А если посмотреть на подпись, используемую в электронной почте, то можно устроить конкурс на «лучший» креатив и изобретательность.
Именно поэтому, инициатива об использовании фирменного стиля должна исходить от руководителя, грамотно и понятно донесена до сотрудников.
Одной из типичных ошибок российских компаний является заказ создания гайдлайна, а потом уже и брендбука у западных специалистов, так как они не являются экспертами в работе с кириллицей и заточены на работу с латиницей. Им, безусловно, крайне сложно судить о начертании кириллических букв поэтому чаще примеры разработанных ими фирменных стилей, являются неудачными.
Например такие как логотип сети магазинов «Виктория».

Все больше и больше российских компаний убеждаются в необходимости провести ре-брендинг и, таким образом обрести новую жизнь и сменить имидж в глазах потенциальных клиентов.
Одним из последних и вполне удачных примеров стала разработка нового логотипа компании Ростелеком, которая обошлась в немалую сумму денег.
Пример действительно удачный, но сказать, что он целиком и полностью был разработан в нашей стране и нашими специалистами не получается, учитывая, что он очень похож на уже ранее созданные логотипы BT и Swisscom.
Действительно, создание чего-то уникального и неповторимого, задача непростая и доступна лишь единицам.
Таким образом, планирование и разработка фирменного стиля компании — одна из первостепенных целей формирования имиджа, которая должна быть главной задачей руководства еще на этапе становления организации. Оригинальный, неповторимый, а главное яркий и узнаваемый образ компании на 50% определяет ее успех в целом.
В завершении можно сказать, что в нашей стране все стало развиваться гораздо позже, нежели на западе, но мы идем семимильными шагами и в скором будущем такая вещь, как необходимость использование элементов фирменного стиля в коммерческих целях станет понятна любому человеку.
Юлия Овчаренко
Sybarite Group
+7 (495) 411-90-55
ovcharenko@sybaritegroup.ru