Реализация программы «Доступная среда» в Волгоградской области сопровождается систематическими нарушениями российского законодательства

28 Августа 2014
К такому выводу пришли специалисты Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда», в докладе «Соблюдение российского законодательства при организации безбарьерной среды для людей с инвалидностью и других МГН в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в Волгоградской области», подготовленном по итогам мониторинга проведённого организацией Эти данные были озвучены на круглом столе «Реализация целевой программы «Доступная среда»: опыт, проблемы, перспективы», который прошёл 27 августа 2014 года в Волгограде. В его работе приняли участие представители некоммерческих организаций инвалидов, руководители и сотрудники исполнительных и законодательных органов власти Волгограда и области, специалисты ответственные за обеспечение доступной среды на социально-значимых объектах, Уполномоченный по делам инвалидов и правам человека в Волгоградской области.
По словам Президента Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» Татьяны Михайленко целью мониторинга была проверка соблюдения российского законодательства и качества обеспечения безбарьерной среды для инвалидов и других МГН на социально-значимых объектах в Волгоградской области. В ходе мониторинга в апреле – июле 2014 года в Волгограде, Волжском, Камышине, Михайловке, Калаче-на-Дону и других городах области было обследовано 40 зданий и помещений социально-значимых объекты, а также 40 объектов улично-дорожной сети региона, которые были адаптированы в раках реализации федеральных, региональных, местных целевых программ по формированию доступной среды для маломобильных групп населения.
Как рассказал менеджер Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» Рыбников Евгений по результатам мониторинга выяснилось, что реализация программы «Доступная среда» в Волгоградской области сопровождается систематическими нарушениями российского законодательства. Они встречаются в каждой из шести структурно-функциональных зон объектов (территория, входная группа, пути движения в здании, зона целевого посещения, санитарно-гигиенические помещения, информационное обеспечение). Например, ни одна из 36 обследованных лестниц входных групп не соответствует требуемым параметрам по ширине проступи (не менее 40 см.) и высоте подступёнки (не более 12 см.). Третья часть ступеней лестниц выполнена с нарушениями даже общестроительных требований, и имеет не одинаковые по форме и размеру ступени в пределах одного марша. Только 55,55% лестниц входных групп оснащены ограждениями с обеих сторон. На 38,9% объектов ограждения вовсе отсутствуют. Всего на 30,55% лестниц оснащены поручнями с обеих сторон и ещё 27,77% имеют поручни с одной стороны лестницы. Только в 45,45% установлены на требуемой высоте (90+/-5 см). Лишь в 45,45% случаев поручни непрерывны и не перекрываются стойками, другими конструктивными элементами или препятствиями. Ещё хуже обстоит ситуация с выполнением нормативов по выходу поручня на 0,3 м за пределы лестничного марша. Более менее верно этот пункт строительных норм исполнен в 5 из 22 (22,72%) обследованных поручней.
Схожие данные получены и при мониторинге пандусов при входах в здание. Так, главная характеристика пандуса – уклон пандуса, который, не должен превышать 8 %, а при перепаде высот на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон до – 10%, соблюдена только в 43,75% случаях. 34,38% пандусов ещё могут быть пригодны для самостоятельного использования инвалидами-колясочниками, а вот 21,87% сооружений, где уклон пандуса превышает 12% доступны только при посторонней помощи физически крепкого помощника или вовсе недоступны. Ещё один важный параметр – наличие горизонтальной площадки глубиной 1,5 м перед и после наклонной части пандуса также соблюдается не всегда. 40,62% пандусов такие площадки имеют. У 50% пандусов параметры площадки соблюдены частично. В 9,38% случаев горизонтальные площадки фактически отсутствуют, что делает использование пандуса практически невозможным. Наличие с обеих сторон пандуса частей поручней протяженностью не менее 0,3 м, выходящих за пределы длины наклонного участка пандуса на примыкающие к этому участку горизонтальные площадки зафиксировано только на 6,25% обследованных пандусов.
Более подробную информацию о результатах мониторинга можно найти в докладе http://www.infoipi.ru/library_ooi/archiv/monitoring_DS_2014.pdf
Участники круглого стола отметили и ряд позитивных моментов реализации программы «Доступная среда». По результатам мониторинга выяснилось, что качество и соответствие объектов требованиям законодательства в области доступности растёт с каждым годом. Объекты, адаптированные в 2013-2014 гг., в целом больше соответствуют требованиям доступности, чем объекты 2011 года. Возросло и количество объектов, адаптируемых в рамках программы. В некоторых городах области в программу по формированию доступной среды включены объекты улично-дорожной сети, чего ранее не делалось.
Основные исполнители программы по формированию доступной среды - специалисты министерства труда и социальной защиты населения области и департамента муниципальных выплати работы с населением Администрации Волгограда – высоко оценили доклад по мониторингу.
По итогам обсуждения участники круглого стола выработали ряд рекомендаций по повышению качества реализации государственной программы «Доступная среда».
Так, собравшиеся предложили обратить внимание органов власти муниципального и регионального уровня, руководителей и специалистов организаций и учреждений, принимающих участие в реализации программ по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН, на выявленные в ходе мониторинга типичные ошибки при адаптации социально-значимых объектов и принять меры по их устранению, а также недопущению в будущем.
Кроме того, исполнительным органам власти перед адаптацией объектов в рамках реализации программы «Доступная среда» рекомендуется предусмотреть финансовые средства и необходимое время для разработки комплексного проекта реконструкции каждого объекта и уже затем поэтапно, в соответствии с проектом приспосабливать объект. При этом, учреждения, здание и помещения которых невозможно приспособить для инвалидов и других МГН, должны быть переведены в другие более подходящие помещения. Кроме того, при формировании доступной среды на том или ином объекте необходимо принимать меры по адаптации подходов к этому объекту.
Также исполнительным и законодательным органам власти предложено увеличить объёмы бюджетных средств на реализацию программы «Доступная среда» для обеспечения возможности комплексной реконструкции объектов, в которых зону целевого посещения нельзя ограничить «одним окном», а требуется адаптировать большую часть здания или помещения (учреждения образования, здравоохранения, культуры).
Одной из ключевых рекомендаций круглого стола стало требование включить в программы по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН средства и мероприятия по адаптации жилья отдельных категорий инвалидов, улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры. При адаптации объектов улично-дорожной сети необходимо обратить внимание на необходимость учёта требований ГОСТ Р 51648 «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей» при установки устройств звуковой сигнализации на светофорных объектах», а также применять другие средства информирования и ориентировки (тактильные указатели, контрастная окраска опасных участков, радиомаяковые системы информирования и пр.).
По мнению участников круглого стола необходимо предпринять и ряд организационных мер для повышения доступности объектов. Руководителям организаций и учреждений, органам исполнительной власти предложено утвердить положения (дополнить существующие положения и административные регламенты) об особенностях оказания услуг людям с инвалидностью и другим МГН. Приказами определить ответственных за оказание помощи людям с инвалидностью в проблемных ситуациях. Также необходимо создать систему общественного контроля (в том числе путем привлечения общественных организаций инвалидов, независимых экспертов) за выполнением нормативных требований на стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, приёмки объектов, развивать систему подготовки и повышения квалификации специалистов, ответственных за обеспечение доступной среды и наладить выпуск информационной, методической, учебной литературы по проблемам формирования и обеспечения безбарьерной среды и универсального дизайна.
Круглый стол был организован в рамках проекта «Содействие в улучшении качества создания безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», который реализуется Волгоградской ассоциацией незрячих специалистов «Надежда» с ноября 2013 по август 2014 года на средства субсидии, выделенной в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации ¹ 115-рп от 29 марта 2013 года «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества».
Рыбников Евгений
РО ОООИ РСИ ВАНС "Надежда"
(8442) 39-54-95
vans@coltel.ru