Департамент по образованию Администрации Волгограда вводил в заблуждение родителей и руководство региона, неверно трактуя закон об образовании

26 Июня 2014
К такому выводу пришли участники круглого стола «Роль современных тифлоинформационных технологии в образовании и реабилитации незрячих и слабовидящих детей», который прошёл 26 июня в Волгограде. Круглый стол проводит Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» в рамках проекта «Современные информационные технологии в образовании незрячих и слабовидящих детей», реализуемого на средства субсидии Правительства Волгоградской области социально ориентированным некоммерческим организациям для реализации социально-значимых проектов. В работе круглого стола приняли участие представители некоммерческих организаций инвалидов, социальных и образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской области, родители детей с нарушениями зрения.

Основным вопросом круглого стола стала ситуация с реорганизацией учреждений «детский сад – начальная школа» компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. Весной этого года Департамент по образованию Администрации Волгограда объявил о преобразовании МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад компенсирующего вида ¹2 и ¹ 8 в детские сады, детей из 1-4 классов предполагалось перевести в обычные общеобразовательные школы или специализированные интернаты в Волгограде и Михайловке. Всё это предполагалось сделать во исполнении нового Федеральный закон ¹ 273 «Об образовании в Российской Федерации». По словам специалистов департамента по образованию Администрации Волгограда новая редакция закона не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад – начальная школа». Не упоминается в новом Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. ¹ 1204. На те же основания в июне сего года опирается и Управление образования Администрации города Волжского, предлагая реорганизовать единственную в городе школу-сад для детей с нарушениями зрения.

Однако, как рассказал на круглом столе менеджер Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» Рыбников Евгений подобная трактовка закона об образовании встречается только в Волгоградской области и нигде в России массового закрытия школ-садов не происходит. Это и понятно, так как закон об образовании осуществлять различные формы образования в рамках одного учреждения не запрещает; «На сайте Министерства образования и науки Российской федерации мной были найдены методические указания «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации» (ссылка для скачивания http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/326/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2423/13.08.23-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf). В частности в них на странице 24 разъясняется как по новому закону будет регулироваться деятельность детских садов – начальных школ. Отсутствие формального выделения для таких образовательных организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона ¹ 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, новый Закон не запрещает функционирование детских садов –начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация. При этом слова в наименовании «детский сад – начальная школа» тоже могут быть сохранены как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) (ч. 6 ст. 23)».

Таким образом, участники круглого стола сделали вывод, что Департамент по образованию Администрации Волгограда вводил в заблуждение родителей, депутатов городской и областной думы, уполномоченного по делам инвалидов при Губернаторе Волгоградской области и руководство города и региона неверно трактуя закон об образовании.

Исходя из вышеизложенного участники круглого стола приняли решение запросить у Министерства образования и науки Российской Федерации официальные разъяснения по данному вопросу. До получения официальных разъяснений федерального органа власти собравшиеся потребовали от Департамента по образованию Администрации г. Волгограда, Управления образования Администрации г. Волжского приостановить все процедуры по реорганизации учреждений «детский сад – начальная школа» компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.

Кроме того участники мероприятия выразили озабоченность массовыми жалобами родителей, имеющих детей с нарушениями зрения на отказ в приёме их детей в первые классы МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад компенсирующего вида ¹ 2 и ¹ 8 не смотря на наличие рекомендаций врачей-офтальмологов на необходимость посещения образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Как рассказали родители психолого-меддико-педагогические комиссии, прошедшие в саду-школе ¹ 2 рекомендовали к приёму в учреждение лишь несколько детей, а аналогичная комиссия в саду-школе ¹ 8 вообще не направило в учреждение ни одного ребёнка. Заведующие школ-садов отказывались физически принимать от родителей заявления на приём ребёнка в учреждение и, по словам родителей, им приходилось высылать их заказными письмами с уведомлением. После этого родители ребят с нарушением зрения были вынуждены обратиться к главному офтальмологу Волгоградской области Владимиру Ковылину и специалист подтвердил что большое количество ребят действительно нуждаются в специализированном образовании и лечении, которые на настоящий момент оказывается только в данных садах-школах.

По мнению менеджера Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» Рыбникова Евгения ситуация с недобором детей выглядит достаточно странно: «Удивительная ситуация, в прошлом году дети с нарушениями зрения были, и оба учреждения легко набрали в первые классы по 12-15 человек, в этом году не уменьшается поток в детсадовские группы компенсирующего вида, а вот первоклассники как-то дружно все выздоровели! На мой взгляд искусственно создаётся ситуация с якобы нехваткой детей нуждающихся в спецобразовании, а следовательно, из-за недокомплектации можно и не открывать первые классы. Ну а затем совсем закрыть учреждение компенсирующего вида. Нет детей – нет и учреждений. В этой связи вызывает вопросы законность действий психолого-меддико-педагогических комиссии и руководителей образовательных учреждений».

По итогам обсуждения участники круглого стола попросили Департамент по образованию Администрации г. Волгограда, Министерство образования и науки Волгоградской области, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки разобраться в данном вопросе.

Ещё один вопрос, который был затронут на круглом столе – это отсутствие специализированного дошкольного образования для тотально незрячих детей. Как рассказала тифлопсихолог, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, Татьяна Петровна Малкова: «На сегодняшний день в детских садах Волгоградской области отсутствуют группы для незрячих детей дошкольного возраста. Результатом этого является неподготовленность детей данной категории для освоения программы начальной школы. Отсутствие коррекционно-педагогической помощи в определённый сензитивный период дошкольного возраста негативно влияет на полноценное развитие личности незрячего ребёнка».

По результатам дискуссии участники мероприятия потребовали от Департамента по образованию Администрации г. Волгограда, Управления образования Администрации г. Волжского незамедлительно организовать дошкольные группы для незрячих детей.

В завершении работы круглого стола были подведены итоги работы по проекту, «Роль современных тифлоинформационных технологии в образовании и реабилитации незрячих и слабовидящих детей» продемонстрированы возможности обучающей системы IVEO и устройств по созданию тактильной графики, презентована брошюра «Методические рекомендации по применению сенсорных планшетов IVEO и устройств производства тактильной графики в обучении незрячих и слабовидящих детей», обсуждены предложения по включению современной тифлоинформационной техники в образовательный процесс незрячих и слабовидящих детей.

Участники круглого стола приняли решение одобрить опыт Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» по внедрению современных тифлоинформационных технологий в образование незрячих и слабовидящих детей и рекомендовать Министерству образования и науки Волгоградской области, Департаменту по образованию Администрации г. Волгограда, Управлению образования Администрации г. Волжского и их подведомственным учреждениям, работающим с детьми с нарушениями зрения активнее использовать современные тифлотехнологии в своей работе, заложив в проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. средства на приобретение устройств по созданию тактильной графики и/или обучающих систем IVEO.
Рыбников Евгений
Волгоградская Ассоциация незрячих специалистов «Надежда»
(8442) 39-54-95, 37-74-57.
vans@coltel.ru