Активисты ОНФ все чаще сталкиваются с «заточкой» госзакупок под конкретного поставщика

30 Марта 2016
По данным «фронтовиков», нарушения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и способы их маскировки стали более изощренными.
К таким выводам пришли активисты ОНФ и эксперты Высшей школы экономики, которые изучили опыт борьбы активных граждан за честные закупки в 32 регионах России в 2015 году. Результаты исследования стали одной из главных тем дискуссионной площадки «Госзаказ в новых экономических условиях в рамках Всероссийского форума-выставки «Госзаказ – За честные закупки». В работе форума принял участие член регионального штаба ОНФ в Карелии Дмитрий Чебаков.
Так, по данным исследования, чаще всего активисты сталкивались с «заточкой» закупки под конкретного поставщика через установление необоснованных ограничений или излишних требований (60% респондентов), на втором месте – закупка некачественных товаров, работ, услуг исключительно для освоения бюджетных средств (34%), примерно одинаковы по частоте упоминания о сговоре поставщиков с целью не допустить победы конкурентов и нечестной оценке заявки поставщика на этапе определения поставщика (28 и 27% соответственно).
О закупках предметов роскоши в качестве наиболее распространенного вида нарушений упоминали только 20% активистов. Это, по словам экспертов ОНФ, свидетельствует о том, что тема приобретения люксовых автомобилей, роскошной мебели, а также дорогих подарков постепенно уходит с повестки дня, уступая место теме обеспечения конкуренции и равного участия в закупках.
«На форуме «Госзаказ – За честные закупки» руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отметил, что ситуация в госзаказе ухудшается. В качестве ключевых проблем госзакупок он назвал обход 44-ФЗ путем доведения субсидий до госпредприятий, рост закупок у единственного поставщика, достигающий 18—21% от всех закупок, утверждение в качестве поставщика организаций-посредников и применение субъективных критериев при проведении конкурсов — в строительстве, например, их доля составляет уже 40%, в научно-исследовательские и опытно-конструкторских работах достигает 80%. Мы считаем, что сегодня необходимо определиться в приоритетах госзаказа. Задача любого ведомства не потратить деньги, а достигнуть конкретных результатов, реализовывать конкретные программы! Это единственный критерий эффективности, именно этим должны отчитываться заказчики, именно это должно быть в обоснованиях госзакупок», - сказал член регионального отделения ОНФ в Карелии Дмитрий Чебаков.
Чебаков принял участие в работе дискуссии «Отраслевые проблемы госзакупок: медицина», главными темами которой стали недопущение вымывания с рынка доступных жизненно важных лекарств, ликвидация барьеров при выходе российских производителей на торги и противодействие «вторичному» обороту лекарственных средств и медицинских изделий.
«Показательным оказался тот факт, что заявленные и приглашенные представители Министерства здравоохранения на дискуссию не пришли. В Карелии к этому привыкли: Минздрав региона часто игнорирует сигналы активистов ОНФ, отмечающих сомнительные закупки ведомства. Тем не менее, на дискуссии в рамках форума было высказано много конструктивных предложений, приведены факты отсутствия «патриотизма» чиновников, которых не интересуют вопросы импортозамещения. Нужно приложить еще много усилий, чтобы система госзакупок стала единой и заработала эффективно, экономя средства и обеспечивая их качественное использование. Много сделали для ее улучшения, но еще больше предстоит сделать. Надеюсь, что форум, на котором работали активисты проекта «За честные закупки», эксперты, представители заказчиков, госорганов, осуществляющих закупки, нам в этом поможет», - сказал Дмитрий Чебаков.
ОНФ в Карелии
ОНФ в Карелии
10region@onf.ru