Электронные выборы как способ перехода к демократии

13 Марта 2015
Электронные выборы как способ перехода к демократии
Основной идеей общественной организации «Народные реформы» является проведение ежегодных выборов до полного восстановления доверия к власти, работы власти в интересах народа. Мы предлагаем проводить выборы чиновников на ключевые должности областного и районного уровней, что позволит начать процесс децентрализации власти о которой так много говорят. Но вместе с пониманием необходимости, именно таким образом начать реформы, пришло понимание необходимости оптимизации самого, избирательного процесса.

Информационные технологии стремительно развиваются. Уже сегодня, при помощи Интернет, мы совершаем покупки, контролируем банковский счет, работаем и наблюдаем события в городе и мире. Было бы естественно, процесс голосования перевести в цифровой формат, оптимизировать, с целью снижения человеческого фактора в ходе голосования и при подсчете.

В зарубежных странах, при организации и проведении выборов, все шире стало использоваться электронное голосование. Именно такой опыт мы предлагаем внедрить для проведения ежегодных выборов в местные органы самоуправления, суды, налоговую, прокуратуру и милицию.

На сегодняшний день применяются различные системы электронного голосования. В частности, к ним относят:
1) системы голосования перфокартами;
2) системы оптической нумеризации;
3) системы прямого электронного голосования;
4) интернет голосование.

Из четырех приведенных систем электронного голосования нас заинтересовали система прямого электронного голосования и интернет голосование как системы максимально оптимизирующие процесс выбора.

Системы прямого электронного голосования применяются в Бельгии, Бразилии, Индии, Венесуэле, США и других странах. Процесс голосования проходит по средствам выбора кандидата или партии на сенсорном экране, электронной системы, установленной на избирательном участке. При применении данной систем нет необходимости в печатных бюллетенях для голосования. Данные хода голосования размещаются на локальном носителе или передаются на центральный сервер по средствам сети Интернет. Например, в Бельгии каждый голос регистрируется одновременно на локальном носителе и бумажном чеке, который опускается в урну для дублирования данных электронной системы на случай выхода из строя.

Интернет голосование является самым удобным для избирателя способом, который может голосовать, не выходя из дома. В данном случае избиратель заходит на сайт избирательной комиссии, делает несколько пометок в форме и нажимает на кнопку «голосовать». Такая система позволяет существенно экономить денежные средства, направленные на размещение и эксплуатацию участков для голосования. Более того, подсчет электронных голосов является более быстрым, чем подсчет традиционных бумажных бюллетеней, так как ведется онлайн.

Мы предлагаем объединить и унифицировать систему прямого электронного голосования и Интернет голосования с целью повышение эффективности полученной системы.

- Голосование посредством Интернет в терминале: избиратели голосуют по средствам электронной системы — терминала, установленной как на избирательных участках так и в общественных местах (например, в коммерческих и других центрах). Вне процесса выборов данный терминал служит как государственная электронная система.

- Дистанционное голосование посредством Интернет: избиратели голосуют из дому по средствам домашних персональных компьютеров и планшетов. Вне процесса выборов избиратели пользуются государственной электронной системой.

Для внедрения такого рода системы потребуется идентификация избирателя, необходимо исключить возможность организации привычных схем искажения процесса голосования путем подкупа голосов, использования различных манипуляционных приемов. Анализируя данный аспект решаемой задачи, и учитывая что выборы предполагается проводить ежегодно, следует что подкуп голосов избирателей станет не эффективным методом, если не исчезнет совсем. Соответственно, достаточно построить систему таким образом, чтоб она гарантировала идентификацию избирателя, безопасность и конфиденциальность данных. Практика построения таких систем уже существует, в частности в Эстонии, еще в 2001 году, зародилась данная идея и быстро приобрела популярность среди глав коалиционного правительства. В 2005 году Эстония стала первой страной, которая легально провела голосование через Интернет. Система выдержала реальные испытания и была признана успешной эстонскими чиновниками. Парламентские выборы 2007 года с использованием системы Интернет-голосований также прошли успешно, и все последующие выборы велись с использованием Интернет-голосования.

Но, вернемся к идентификации. В Эстонии для идентификации граждан используется Эстонская ID-карта. Это смарт-карта, выдаваемая гражданам Эстонии с 2002 года по достижению 15-летнего возраста, используемая для идентификации гражданина в ряде автоматизированных систем Эстонии:
1. Выборы.
2. Государственные электронные сервисы.
3. Банковское обслуживание.

А в городах Талин и Тарту ID-карту можно использовать в качестве проездного билета в общественном транспорте. Стоит отметить что на ряду с ID-картой в Эстонии действует стандартный паспорт гражданина страны.

Наша страна пошла немного другим путем — вводятся биометрические паспорта.

Биометрический паспортБиометрический паспорт — государственный документ, удостоверяющий личность в который встроена специальная микросхема, содержащая фотографию владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также любые дополнительные сведения о владельце.

Соответственно, мы можем использовать для идентификации биометрические паспорта, что повысит аутентичность удостоверения личности. Более того, технологии не стоят на месте, и уже сегодня возможно использовать биометрическую идентификацию отпечатка пальцев, ладони, сетчатки глаза.

Биометрический отпечаток ладони

(Биометрический отпечаток ладони)

В рамках повышения прозрачности системы выборов, исключения человеческого фактора, а в последствии, и снижения издержек на выборы, мы предлагаем поэтапное внедрение электронного голосования и государственных электронных сервисов:

Внедрение системы идентификации граждан страны посредством Биометрических паспортов, ID-карт, прямой биометрической идентификации.
Внедрение системы прямого электронного голосования.
Дополнение\преобразование системы прямого электронного голосования системой интернет голосования.
Внедрение государственных электронных сервисов, призванных повысить контроль за их выполнением и обеспечить прозрачность механизма:
Оплата счетов (штрафы, пошлины, налоги и т. д.)
Получение лицензий, разрешений, сертификатов, патентов и т. д.
Подача заявлений, предложений, жалоб и др.
Запись на прием к чиновнику, мониторинг состояния дела.
Электронные очереди в детские сады, школы, институты и т. д.
Внедрение данных практик позволит сделать первый шаг к электронной демократии, формы демократии, характеризующаяся использованием информационных технологий как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — сначала местного самоуправления потом государственного. Для этого потребуется увеличить степень участия граждан и количество таких граждан в процессах управления и таким образом перейти к прочной и полной демократии. Благодаря интерактивной природе Интернет обычные люди впервые получат возможность формировать и влиять на решения принимаемые государством в их интересах. В условиях роста вовлеченности граждан в процесс решения собственных потребностей и задач, решения общественных, а затем государственных вопросов, последние получат все больший контроль над деятельностью своего правительства, а правительство будет подотчетно гражданам как менеджеры нанятые на выполнение поставленных задач.

Но для достижения данных целей, нам предстоит преодолеть самое главное препятствие — препятствие сознания. Нам предстоит отказаться от навязанного, а теперь привычного образа мышления, быть требовательными и ответственными за все что окружает нас, научится отвечать за свои поступки в первую очередь перед собой, потому что каждый гражданин, демократического общества, сам определяет как ему жить.

Часть 2 - "Модели систем электронных выборов и их безопасность".

Часть 3 - "Методы идентификации в электронных выборах".

Автор: Александр Шалимов
Александр Шалимов
ОО "Народные реформы"
+380984161376
info@reformi.org.ua
Народные реформы