Сказочная терапия «Мира вокруг нас»!

20 Сентября 2011
16 сентября 2011г. группа детей-инвалидов по слуху побывала на экскурсии «Сказка ложь, да в ней намёк» в детском музее «Дом сказок «Жили-были» на ВВЦ. Экскурсия проводилась РБОФ «Качество жизни» в рамках Программы «Мир вокруг нас», направленной на организацию бесплатного экскурсионного сервиса для людей с ограниченными возможностями здоровья, при поддержке Департамента социальной защиты населения г. Москвы.
Воспитанники двух коррекционных школ-интернатов для глухих детей ¹65 и ¹101, приехавшие на ВВЦ в сопровождении своих преподавателей и переводчика жестового языка, до самого начала экскурсии и не догадывались, какое необычное путешествие ожидает их, как только придется переступить сказочный порог детского музея!
Но вот ворота дома распахнулись, и ребята оказались в объятьях сказки, сулившей так много чудес и неожиданностей. Приключения начались со встречи с Домовой. Незримая героиня любимых народных поверий, в лаптях и старинных одеждах, с легкостью подружилась со школьниками и повела их по комнатам «Дома сказки «Жили-были» в надежде на то, что экскурсанты помогут ей, наконец, обрести свой милый и уютный уголок.
Со словами «Чердак, откройся!» откуда ни возьмись, появилась таинственная лестница, - и вот уже все смело друг за дружкой начали свой подъем в неведомый мир русских, европейских и даже восточных сказок! Чего только не увидели школьники в сказочных комнатах: тут и яичко, которое снесла Курочка Ряба, и самовар, который принадлежал Мухе-Цокотухе, и веретено, которым уколола пальчик Спящая красавица, и даже ступа, на которой совершала свои полеты Баба-Яга…
Марина Никанорова, преподаватель коррекционной школы-интерната для глухих детей ¹65, рассказала о том, насколько полезны такие экскурсии для детей: «Такие экскурсии очень эффективны не только в плане ознакомления с окружающим миром: они помогают нам в процессе обучения. Потом на уроках дети вспоминают то, что видели, и выполняют рисунки и зарисовки о том, что им больше всего запомнилось и понравилось. Затем мы вместе подписываем рисунки короткими предложениями, после этого ребята сами могут поделиться впечатлениями об экскурсии, используя новые слова и фразы в своем рассказе».
Научить говорить своих воспитанников – главная задача педагогов, ведь речь намного многообразнее жестового языка. Сказкотерапия здесь - успешный и эффективный помощник для ее решения: она помогает ребятам открываться, строить слово за словом диалог с миром, который их окружает. А позитивных примеров найдется много. По словам Татьяны Бардаковой, переводчика жестового языка МГТУ им. Н.Э. Баумана, благодаря специальным реабилитационным программам, 200 человек с инвалидностью по слуху обучаются в их университете различным специальностям и становятся дипломированными специалистами.
В «Доме-сказок «Жили-были» ребята стали непосредственными участниками представления: переодевшись в старинные одежды, они водили хороводы, лежали на полатях и даже поработали с ухватом, почувствовав себя настоящими жителями русской народной сказки. Своими впечатлениями об экскурсии поделился Даниил, 11 лет, ученик коррекционной школы-интерната ¹65: «Больше всего мне понравилось ставить в печку чугунок, а еще водить хороводы. Домик сам понравился, он очень красивый».
Саакян Регина
K-STATUS Consulting