DSM Group: аптечному рынку ЖНВЛП «нечем дышать» - рейтинг продаж МНН за 2015 год

20 Апреля 2016
По итогам 2015 года в продажах аптек было зафиксировано 583 Международных непатентованных наименования (МНН), относящихся к перечню ЖНВЛП (что соответствует 1987 брендам). Объём продаж препаратов перечня ЖНВЛП составил почти 200 млрд. рублей или 1 605 млн. упаковок.

В стоимостном выражении объём аптечных продаж ЖНВЛП вырос менее существенно, чем по остальному перечню препаратов (5,6% - ЖНВЛП, 11,7% - не ЖНВЛП). В натуральном выражение картина несколько иная: в упаковках препараты ЖНВЛП сократились на 1,3%, тогда как объём реализации в аптеках препаратов, не включенных в список, снизился на 7,9%.

Средневзвешенная аптечная цена на ЖНВЛП по итогам 2015 г. оказалась равна 124,5 руб., при этом средняя цена одной упаковки отечественного препарата составила около 68 руб., а импортного почти в 3 раза выше (180 руб.). Доля отечественных препаратов в натуральном выражении в 2015 году составила 49,7%, в деньгах их доля составляет 27,2%.

Рейтинг аптечных продаж лекарственных препаратов по МНН, включенным в перечень ЖНВЛП, возглавляет Ксилометазолин, облегчающий носовое дыхание. Расстановка сил в верхней части рейтинга в целом не изменилась по сравнению с предыдущим годом, поскольку продажи лекарств большинства МНН увеличились. В целом продажи всех МНН рейтинге ЖНВЛП в 2015 г. выросли относительно 2014 года. Исключение составили Азитромицин, Умифеновир, Эналаприл и Дротаверин – аптечные продажи препаратов каждого из этих МНН снизились за год на 3%, 21%, 3% и 1% соответственно.

Наибольший рост средневзвешенной цены наблюдается для МНН Ибупрофен (+15%) за счёт удорожания ряда торговых позиций «Нурофена» и «Ибупрофена». Средняя цена лекарств данного МНН в аптеках достигла по итогам 2015 г. 132 руб./упак, увеличившись относительно 2014 г. на 21%.

«За 12 месяцев 2015 года цены в аптеках на ЖНВЛП выросли на 2,8%. Препараты, не входящие в список ЖНВЛП, по сравнению с декабрем 2014 года увеличились в цене на 14,2%. Товаропроводящей цепочке приходится компенсировать потери прибыли, связанные с госрегулированием цен», - пояснил генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк.
Илья Майзель
DSM Group