Анализ итогов развития автомобильного рынка за 2007 год

11 Марта 2008
В 2007 г. в России темп прироста продаж относительно уровня 2006 года составил 60,4% (2006 к 2005 г. – 68,5%). В России прирост продаж в IV квартале 2007 г. относительно уровня годичной давности составил 48,9%, а относительно III квартала – 12,0%, то есть рынок несколько замедлился, тогда как на протяжении 2006 г. демонстрировала стабильный рост.

В 2007 году оборот автомобильного рынка в России в стоимостном выражении оценивается в $53,4 млрд. (прирост 66,9%), в том числе по новым импортным иномаркам - $34,2 млрд. (+87,4%), по иномаркам российской сборки — $6,7 млрд. (+52,3%), по российским автомобилям - $6,5 млрд. (+12,1%), по импорту подержанных автомобилей - $6,1 млрд. (+69,4%). Таким образом, новые импортируемые иномарки занимают все большую долю в стоимостном объеме рынка (рост в 2007 г. с 56,9% до 63,9%).

ТОР-10 по итогам 2007 года, даже несмотря на существенные колебания по кварталам, в сравнении с 2006 г. изменилась незначительно. Тройка лидеров без изменений – Chevrolet (включая GM - АВТОВАЗ), Ford (во многом благодаря моделям Focus и Fusion), Hyundai (во многом благодаря модели Accent российской сборки).
В сравнении с 2006 годом ухудшили свои позиции – Nissan и Renault. Hyundai и Mitsubishi во II полугодии удалось ликвидировать проседание первой половины года, в результате чего их позиции в итоговом рейтинге остались неизменными.
Во втором эшелоне брендов также произошли изменения. Очень быстрыми темпами росли Honda (+146%) и Chery (+203%), также быстрее рынка росли Suzuki, Skoda и Subaru. Citroen выбыл из ТОР-20, а его место заняла марка Volvo. Продажи остальных марок (включая VW) росли на среднерыночном уровне.
В премиум-сегменте первое место прочно укрепилось за Volvo (по темпам роста в премиум - сегменте ее опережают только LandRover и Infiniti с намного более скромными объемами продаж). “Большая немецкая тройка” премиум - сегмента (Mercedes, Audi, BMW) росла немного медленнее рынка. А вот рост продаж Lexus существенно замедлился и составил всего 30,6%, в результате чего марка опустилась на 5 место в премиум -сегменте (по итогам 2006 года она была второй). Высокие темпы роста (хотя и на небольших объемах продаж) демонстрируют премиум - марки GM – Cadillac (+257%), Saab (+98%), Hummer (+114%).
Максимальный в абсолютном выражении прирост за 2007 год продемонстрировала марка Chevrolet DAT (впервые за последнее время обошла Ford) . Следом за ней идут Ford, Toyota, Hyundai, Opel. Наибольший абсолютный прирост был обеспечен иномарками с российской сборкой и наиболее популярными импортируемыми брендами (Toyota, Nissan, Opel).

Продажи китайских брендов, заняли 3,3% российского рынка новых иномарок (по итогам 2006 г. и 9 мес. 2007 – 2,2 и 3,4% соответственно). Чуть менее 70% их продаж и большую часть абсолютного прироста обеспечила марка Chery (это пока единственная китайская марка, занимающая значительную долю российского рынка).

Основной прирост рынка в IV кв. 2007 г. обеспечили Ford, Hyundai, Chevrolet DAT, Mazda (в основном за счет увеличения поставок Mazda3, а также выхода CX-7 и обновленной Mazda6), Nissan ( в основном за счет новых моделей Note, Quashkai и Tiida) и Honda. Из первой тройки выбыла Toyota. Вполне вероятно, что по итогам 2008 г. Toyota также не будет в первой тройке, уступив место Chevrolet DAT (особенно с учетом сведений о том, что квоты GM на Россию на 2008 год существенно увеличены).

В ближайшее время вероятно улучшение позиций марок VW и Skoda за счет старта сборочного завода в Калуге и снижения импортером цен на объемообразующие Octavia и Octavia Tour.

В целом же следует отметить, что большинство бюджетных иномарок из ТОР-10 уже исчерпали свой потенциал для быстрого роста (темпы их роста в сравнении с предыдущим годом стали существенно ниже среднерыночных). Вместе с тем быстрее рынка росли Ford Fusion (+162%), Daewoo Matiz (+81%) и Chevrolet Lacetti (+151%). В целом наблюдается тенденция замедления темпов роста наиболее бюджетных моделей (Renault Logan, Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Kia Spectra и др.) и смещение спроса в пользу несколько более дорогих и качественных автомобилей (Ford Fusion, Chevrolet Aveo и Lacetti, Opel Astra, Hyundai Getz, Nissan Note – темп их роста в 2-3 раза выше среднерыночного).

Существенного изменения тенденций на рынке РФ за 2007 год не произошло. При этом темпы роста замедляются, и будут снижаться в дальнейшем. К концу 2007 года проявилась тенденция смещения спроса в пользу более дорогих и качественных массовых моделей (эта тенденция должна усилиться в 2008 году), тогда как рост бюджетного сегмента приостановился. По мере роста доходов российских потребителей они становятся все более требовательными к качеству и дизайну автомобилей.
В этом году рынок иномарок будет в основном расти за счет импорта новых автомобилей, к концу года возможен также рост сегмента иномарок российской сборки (пока существенно ограничен недостатком производственных мощностей). В 2009 г. и далее фактор российской сборки будет становиться все более и более критичным для распределения долей рынка между брендами, особенно в нижнем и среднем ценовом сегменте.

Автомобильный рынок Украины в 2007 г.
В целом за 2007 год общий прирост рынка новых иномарок составил 68,3% (2006 г.- 64,3%).

Лидерами рынка со значительным отрывом по-прежнему являются марки Daewoo и Chevrolet (вместе с тем, темпы роста данных марок оказались почти вдвое ниже среднерыночных).
Отличные показатели продемонстрировали Hyundai, Kia и Chery – рост в 2,4, 3,1 и 27,3 раз соответственно, и сильное улучшение позиций в рейтинге.

Skoda по итогам года существенно утратила свои позиции (переместилась на 6 место и уступила Mitsubishi, Toyota и Hyundai).

Продажи Volkswagen за 2007 год достигли абсолютного максимума – 13512 машин, а темп роста марки (78,6%) оказался выше среднерыночного.

Среди марок второй десятки хорошие показатели продемонстрировали Nissan (прирост 76,7%), Honda (91,7%) и Geely (в 23,9 раза) Ford и Mazda при этом росли на уровне рынка.

Премиум-сегмент в целом рос немного медленнее рынка (55,0%), причем среди лидеров наилучший показатель прироста продемонстрировал LandRover (82,7%), а низкие темпы показали Audi (26,6%) и BMW (36,7%). Интересно, что марка Volvo (+32,5%), лидер продаж премиум-сегмента в России, в Украине находится в числе аутсайдеров и даже не входит в ТОР-30.

Максимальный в абсолютном выражении прирост (20053 машины) за 2007 год продемонстрировала марка Daewoo (в основном за счет модели Lanos). В пятерку лучших по приросту вошли Chery (17888), Mitsubishi (15700), Chevrolet (14209) и Hyundai (13366), которые суммарно с Daewoo обеспечили более 50% прироста рынка.

Продолжают расти продажи китайских брендов – всего за 2007 год продано 29254 штуки, что более чем в 9 раз больше результата 2006 года (3193 машины).

Несмотря на все политические события, спрос на автомобильном рынке остается очень высоким, а рынок бьет рекорды. В целом высокие темпы роста должны сохраниться, хотя они будут замедляться в 2008 г. Особенно это коснется продаж продукции украинских заводов (УкрАвто и Богдан), которые имели преимущество за счет нулевого НДС и обеспечили основной прирост рынка во II полугодии 2007 года.
Существенное влияние на рынок окажут сроки и масштаб снижения импортных пошлин в связи с вступлением в ВТО (пока они неизвестны, но позже, в ситуации ожидания данного события рынок может временно затормозиться)
Автомобильный рынок Беларуси в 2007 г.
В 2007 году рынок продаж легковых автомобилей в Беларуси вырос на 76,4% в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. При этом в IV квартале тенденция замедления вновь сменилась ростом. Помесячная динамика показывает значительную нестабильность рынка (проседание в июле-августе, провал в сентябре, но некоторый рост в октябре-ноябре и рекордный показатель - свыше 2000 машин в декабре 2007 г).

Тройка лидеров в целом не изменилась: VW сохраняет бесспорное лидерство в РБ (его доля на рынке достигла рекордных за последние 5 лет 19,7%) максимальный в абсолютном выражении прирост (1947 машин), а отрыв марки от преследователей (Toyota и Renault-Dacia) существенно увеличился. При этом, если по итогам 2006 г. объемы продаж Toyota и Renault отличались незначительно, то в текущем году отрыв Toyota от Renault составил порядка 30%.

Очень хорошие результаты в ТОР-10 продемонстрировали марки Daewoo, Mitsubishi, Mazda и Kia – рост в 2 и более раза.

Ухудшили свои позиции в рейтинге марки Skoda (падение конкурентоспособности по причине роста курса евро и прекращения ряда корпоративных контрактов) и Ford (дефицит машин в связи с отсутствием в РБ полноценного импортера большую часть года).

Китайские марки (Great Wall, Geely, Hafei) по итогам 2007 года заняли 2,6% рынка РБ (в основном за счет результатов Great Wall и Geely), то есть существенно ниже, чем в России и Украине.

В ближайшее время будет продолжаться быстрый рост рынка, хотя и с резкими колебаниями в отдельные месяцы. Его основным двигателем будет постепенное изменение потребительских предпочтений в пользу новых иномарок. Вместе с тем кардинального прорыва в 2008 г. не произойдет даже при отсутствии законодательных потрясений – участники автомобильного рынка не готовы к быстрому росту спроса, а для того, чтобы построить новые дилерские центры и привлечь достаточные ресурсы для наращивания товарных запасов и маркетинговых бюджетов, потребуется длительное время.
Относительно макроэкономической ситуации, которая также может повлиять на спрос в ту или иную сторону, мы склонны предположить, что в 2008 г. она в целом будет близка к текущему году – внешние факторы кардинально не ухудшатся. Однако сильного улучшения ситуации и ускорения темпов роста доходов населения также не предвидится.
Евгения Кацарская
Атлант-М
(495)775 15 50,
kacarskaya@publicity.ru