«Малый и средний бизнес: состояние и перспективы».

27 Июля 2015
Мероприятие организовал журнал «Реальный бизнес» при поддержке представительства Агентства стратегических инициатив в ЮФО и НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства». Модератором круглого стола выступила Елена Сирота, директор консалтинговой компании «Советник». Во встрече приняли участие руководители компаний, частные предприниматели, представители банковских структур и органов власти.

Нынешний год стал серьезным испытанием для российской экономики. Введение санкций со стороны Евросоюза, стремительное падение курса рубля в начале нынешнего года, повышение ключевой ставки Центробанка и, как следствие, практически полное отсутствие доступа к кредитным ресурсам – все эти факторы негативно отразились на состоянии российского бизнеса. Основной удар пришелся именно на малый и средний бизнес, поскольку он всегда быстрее реагирует на негативные изменения. Крупные игроки, пусть и с трудом, но все же приспособились к новым экономическим условиям. По данным Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, ситуация в сфере малого предпринимательства в южном регионе выглядит не так уж плохо по сравнению с предыдущими периодами.
Наталья Иванченко, начальник отдела региональных счетов и балансов Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области:
После массового ухода с рынка индивидуальных предпринимателей в 2012 и 2013 годах, сейчас мы видим стабилизацию ситуации и наметившийся рост. Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в 2014 году составило порядка 192 000, что на 1.8% больше, чем годом ранее. Если рассматривать финансовые показатели, то оборот малых и средних предприятий в прошлом году увеличились всего на 1,7%. Очень хорошие показатели у аграрного сектора. Здесь оборот вырос на 20%, что стало возможным благодаря рекордному урожаю зерна. Устойчиво чувствуют себя малые строительные и торговые компании. Их оборот увеличился на 3.2% и 2,7% соответственно. Причем показатели торговых компаний могли быть и выше, но дало о себе знать падение продаж автомобилей и, бытовой техники. Сложнее всего обстоят дела у компаний, работающих в сфере операций с недвижимым имуществом, аудита, права, консалтинга и т.д.
Президент РФ Владимир Путин поставил чиновниками задачу, как минимум, в два раза увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Частично решить проблему удалось с помощью изменений в законодательстве. В результате, вместо увеличения количества компаний на рынке, была просто пересмотрен способ их категоризации.
Ярослав Кошелев, председатель совета директоров консалтинговой группы "Бизнес":
Согласно закону, принятому еще в 2007 году, в к категорию субъектам малого и среднего предпринимательства попадают относились компании (ИП), доля иностранных компаний и российских юридических лиц – не субъектов МСП государственного участия в которых не превышает 25%. Сейчас она эта доля увеличилась до 49%. Средняя численность работников в этих компаниях – до 250 человек. Что касается финансовых показателей, то для мкробизнеса – это 120 млн. руб., малого бизнеса – это 800 млн рублей, для среднего – 2 млрд рублей.
О специфике работы с малым и средним бизнесом на региональном уровне, собравшимся рассказала руководитель НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Наталья Крайнова. По ее словам, хотя местные власти и предпринимают некоторые шаги в этом направлении, но на сегодняшний день их явно не достаточно: отношения между чиновниками и молодыми предпринимателями требуют перезагрузки, поскольку многие существующие программы уже устарели.
Наталья Крайнова:
В Ростове и других городах области нет сбалансированной программы поддержки стартапов. Тот конкурс, который сейчас проводится среди начинающих предпринимателей – капля в море, в сравнении с тем, что действительно можно и необходимо сделать. В частности, для того, чтобы успешно стартовать, нужны муниципальные заказы. У нас совсем нет подходов к работе с крупными государственными компаниями, хотя все они имеют собственные программы сотрудничества с малым бизнесом. Совершенно очевидно, на мой взгляд, что тема молодежного предпринимательства нуждается в перезагрузке. Те программы, которые сейчас есть в наличии, уже не соответствую современным социо-культурным потребностям молодежи. А молодежь, как раз, тот ресурс, за который следует бороться, ведь это – будущее.
Но для малого и среднего бизнеса наиболее актуальным остается вопрос финансирования. По словам руководителя направления Отдела продаж Управления развития малого и среднего бизнеса в Ростове-на Дону Южной региональной Дирекции ПАО «Бинбанк» Марины Спорышевой, ПАО «БИНБАНК» является одним из самых крупных частных Банков России, который давно и успешно работает в сотрудничестве с МСП-банком.
Марина Спорышева
Основываясь на программе МСП-банка, мы предлагаем кредиты малому и среднему бизнесу на особых условиях. В частности, «ФИМ Целевой» -13,25% годовых и МСП-Неторговый сектор – 15% годовых, МСП Дуэт (рефинансирование целевых кредитов) – 14,4 % годовых. Более подробная информация есть у нас на сайте. Заемщик должен строго соответствовать требованиям 209-ФЗ, а также параметрам текущего продуктового ряда «Бинбанка» с учетом антикризисных мероприятий.
Анна Гук
ИД "Издатель"