Эффективно? Наивно...

12 Апреля 2010
Эффективность — синоним успешности, как в личной карьере, так и в деятельности целой компании. Эффективность труда — это то, за что получают премии, то, что проверяют персональщики, и то, чего в нашей стране в четыре раза меньше, чем в Европе. Мы попытались выяснить, как понимают и как поднимают этот показатель…

Если каждый будет работать со стопроцентным коэффициентом полезного действия, то и компания, и работник будут в шоколаде. Казалось бы, всего-то и нужно, чтобы сотрудники трудились с огоньком в глазах, не отрываясь на личные проблемы, беседы с коллегами, прогулки по интернету, частые чаепития, перевыполняли планы и работали не на страх, а на совесть... Но организовать такое рвение не так-то просто.
Как только ни ухищряются, чтобы добиться эффективности… В восьмидесятых японцы изобрели концепцию бережливого производства. Один из ведущих элементов — увеличение производительности труда — представляет собой философию профессионального роста сотрудников и применения в работе новых подходов и технологий. Любой работник всегда готов выполнить задачу, даже если она не соответствует его должности. Но известную на весь мир корпоративную преданность японцев у нас представить сложно…
Какая же эффективность труда в России? По результатам исследования компании McKinsey, в среднем этот показатель в нашей стране составляет лишь 26% от уровня производительности в США. Эти цифры созвучны данным, озвученным президентом в прошлом году: производительность труда в России в четыре раза ниже, чем за рубежом. Кто виноват?

По результатам опроса, проведенного сайтом hr54.ru, 30% респондентов уверены, что им мешает работать эффективнее низкая зарплата. На втором месте лень (19%), а на третьем — плохие условия труда (16%). Выходит, менталитет у нас такой: пряников не дают, кнутом сильно не грозят, да и, в общем-то, лень! «А в итоге получается замкнутый круг: плохо работают из-за низкой зарплаты, а неэффективных сотрудников мотивировать деньгами и не спешат!» — считает Жамал Алишева, специалист по кадрам административно-управленческого персонала компании «МИАЦ».
Посетителей hr54.ru мы спросили, каким они представляют себе эффективного работника. 42% считает, что он «увлеченный, работает с огоньком», 23% — «энергичный и шустрый, работа в руках горит», и 12% — «универсал: и швец, и жнец, и на дуде игрец». И только 10% проголосовали за «перевыполнение плана»! Но ведь компании чаще всего на план и ориентируются: «Эффективный работник — это не тот, кто перерабатывает и трудится в дополнительные часы, а тот, кто все успевает вовремя, выполняет обязанности быстро и качественно, постоянно повышая свой профессионализм. А таким сотрудникам, как правило, компании готовы неплохо платить», — считает Сергей Гордеев, директор компании «Принтекс».
Очень часто «эффективность» в России подменяют такими частностями, как, например, дисциплина. Опаздывать, прогуливать — плохо, а сидеть в социальных сетях и пятьдесят раз на дню пить чай — это нормально. Зачастую отсутствует понимание того, что эффективность работы должна быть напрямую завязана на экономических показателях компании. Даже менеджер на ресепшене может запросто спугнуть своим хамством парочку выгодных клиентов.
В идеале все сотрудники должны быть «скованные одной цепью, связанные одной целью» и вместе, от уборщицы до директора, работать на результат ради прибыли своей компании. Все это красивыми словами прописано в корпоративных кодексах многих компаний. А на деле понимания сотрудников их личного влияния на результат, как правило, нет. Плюс, действует чисто русский принцип: «инициатива наказуема». Люди боятся переработать, чтобы потом не пришлось «вкалывать» еще больше…
Каждый сотрудник несет ответственность за общий результат, и это нужно объяснять, втолковывать. В компании «Обувь России» проводят наглядные тренинги (собирают обувь-конструктор) и экскурсии по фабрике. «Благодаря таким мерам формируется уважение к собственной компании, гордость за тот продукт, который компания предлагает. Сотрудники — продают ли они обувь в магазине, разрабатывают ли рекламные кампании, ищут ли инвесторов — делают это с большей отдачей», — рассказала руководитель PR-отдела компании Наталья Паули. Чтобы оценить эффективность, проводят оценку персонала: «Мы смотрим на качество работы, на количество привлеченных клиентов, товарооборот и так далее. Главный плюс проверки — выявление слабых мест. Существуют нормативы и идеальные показатели, которые мы бы хотели видеть. Если есть отклонения, мы тут же можем скорректировать направление деятельности сотрудников, узнать, что они делают не так», — рассказала Елена Тихоненко, директор по персоналу холдинговой компании «ДомоЦентр».
Без роста эффективности труда нельзя говорить об успешной и здоровой экономике. Сегодня существует проект по росту производительности труда в России до 2020 года, который включает в себя инновационное развитие и успешную модернизацию экономики. Владимир Путин, уходя с президентского поста, прогнозировал минимум четырехкратный рост эффективности труда за 12 лет отведенных на программу лет.
В пик кризиса, по словам Владимира Путина, эффективность труда выросла примерно на 5% — как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. До кризиса рынок принадлежал соискателям, и поэтому стимул повышать свою производительность был далеко не у всех. Пришел кризис, и правила поменялись. Оптимизация, сокращения, распределение обязанностей заставили сотрудников держаться за рабочие места и работать лучше. Анна Казанцева, руководитель отдела персонала группы компаний «Гермес», считает, что эта цифра иллюзорна: «Народ стал просто напряженнее работать. Судорожно, я бы даже сказала. Такое чувство, что работодатели, пользуясь предлогом кризиса, стали сильнее «закручивать гайки», а народ, соответственно, начал бояться потерять работу. В плане качества я бы не сказала, что это пошло на пользу. Увеличились количественные показатели, но не качественные!»
В итоге произошел так называемый «естественный отбор» — в компаниях образовался концентрат более-менее эффективных. А часть из тех, кто оказался в свободном плавании на рынке труда, нашли себе новое дело, где опять же применили себя более ЭФФЕКТивно. Так что, в любом случае, нет худа без добра!

Производительность труда в России в четыре раза меньше того же показателя в США.

Практикум
Как определить, эффективный ли Вы работник?
Ответьте на пять простых вопросов.
1. Что приносит моей компании прибыль?
2. Зачем я нужен моей компании, что изменится, если меня не будет здесь?
3. Как я могу влиять на увеличение прибыли моей компании/подразделения?
4. За что я получаю мою зарплату? (Возьмите всю сумму и распишите ее в рублях: 3 000 рублей за переговоры, 2 000 рублей за отчетность и т. д.)
5. Что я должен сделать, чтобы увеличить свой вклад в общую прибыль?
Марина Чайка
Новосибирский кадровый сайт www.hr54.ru
tries@tries-nsk.ru
http://www.hr54.ru