Российский рынок медицинского стекла 2008-1 полугодие 2009 г.

20 Июля 2009
По результатам исследования компании ID-Marketing, в натуральных показателях объем производства аптекарской посуды в 2008 году уменьшился на 7% по сравнению с прошлым годом и составил около 2,4 млрд. штук. При этом в 1 квартале 2009 года снижение составило почти 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Другое направление, производство стеклянной трубки – полуфабриката для выпуска различной медицинской тары, также стагнирует. Общий спад в 2008 году составил 8%, а по результатам 1 квартала производство снизилось более чем наполовину.
Сложности у российских производителей возникли, как и во многих других отраслях, в связи с кризисом ликвидности. Непростая ситуация в фармацевтической отрасли непосредственным образом повлияла на поставщиков стеклянной тары для медицины. Финансовый кризис в первую очередь сказался на платежеспособности фармацевтических компаний, что повлекло существенный рост дебиторки у профильных стеклозаводов. В 2009 году ситуация не стабилизировалась – индекс производства фармацевтической продукции в 1 квартале 2009 г. остановился на отметке 83,1%. При этом наблюдалось снижение производства почти по всем позициям – антибиотикам, витаминным препаратам, кровезаменителям в ампулах, одним из ключевых потребителей медицинской стеклянной упаковки.
Еще одной проблемой отечественных производителей медицинского стекла, по мнению экспертов ID-Marketing, являются зарубежные конкуренты – ввоз относительно дешевой импортной продукции занимает большую долю рынка, причем крупнейшими странами-поставщиками являются: Китай с долей в 24% от общих объемов импортированного медстекла в январе-мае 2009 года, а также прибалтийские страны и Германия. Основные получатели импортного медицинского стекла – Москва и Санкт-Петербург (с учетом областей): 69% и 11% от всего объема импорта в январе-мае 2009 года, соответственно.
По данным ID-Marketing за 1 полугодие 2009 года по железной дороге было перевезено около 15,5 тысяч тонн медицинского стекла. Следует отметить, что только за 4 квартал 2008 года – этот показатель составлял более 11 тысяч тонн, что также свидетельствует о понижающем тренде в отрасли. Крупнейшими регионами-получателями медицинской тары из стекла стали Пензенская область, Ставропольский край и Мордовия (по расчетам ID-Marketing на долю этих трех областей приходится свыше 50% поставок медицинского стекла по железной дороге).
Существенную роль на фармацевтическом рынке и смежных с ним направлениях играет доля государственного финансирования, а также госрегулирование в этой отрасли. Стоит отметить и преобладающую долю импортных лекарственных средств на отечественном рынке, которая также находится в тесной зависимости от таможенно-тарифной политики государства. Таким образом, перспективы рынка в ближайшие годы следует оценивать с учетом основных направлений и приоритетов управления страной.
Новикова Е.Е.
Исследовательская компания ID-Marketing
(4922)370-388
www.id-marketing.ru