15 лет – «возраст» первого Интернет- магазина в России

1 Сентября 2011
Сегодня Интернет-магазин – явление привычное для российского пользователя всемирной паутины. А ведь Интернет в России еще достаточно «молод». Обращаясь к истории вопроса, оказывается, что в 1992-1993 годы только начал зарождаться рынок Интернет-провайдеров в нашей стране. В 1994 году появился первый сайт в зоне RU - www.1-9-9-4.ru. И с этого времени началась череда «первых» проектов в Интернете: первый литературный конкурс, первый сайт оффлайнового СМИ, первая студия веб-дизайна, первый развлекательный ресурс, первый сайт политической партии в Рунете… Также известно, что в сентябре 1995 года программист Андрей Герасимов разработал механизм для торговли компакт-дисками через Интернет, но проект оказался нерентабельным и почти сразу был закрыт.

Следующей попыткой организации Интернет-торговли в России и стал проект Издательства «Символ-Плюс», запущенный 30 августа 1996 г. Интернет-магазин оказался успешным, активно развивается и существует по сей день (с 1997 г. Интернет-магазин называется books.ru – книги России). А ведь проект стартовал, когда далеко не каждому жителю страны было известно слово «Интернет».

Компания Insales, подводя итоги работы игроков рынка Интернет-торговли в 2010 году, опубликовала цифру - 176 млрд руб.

Прогнозы аналитиков практически единодушно пророчили 40%-ый рост рынка в 2011 г. Данные прогнозы подтвердили специалисты Фонда «Общественное мнение» на Российском Интернет-форуме, назвав цифру 245 млрд руб.

Растет рынок – меняется и его конъюнктура. Изменения очевидны на примере первого Интернет-магазина России.
Например, в далеком 1996 году, первыми клиентами магазина были не жители столичных Москвы и Санкт-Петербурга, а Интернет-пользователи, живущие на Камчатке и Ямале. На сегодняшний день, около 75% всех покупателей books.ru и других Интернет-магазинов в Сети – москвичи и петербуржцы.

Кроме географической принадлежности клиентов менялся в books.ru и товарный ассортимент. До 2005-2006 гг основу ассортимента магазина составляли книги и CD.

C 2006 рынок Интернет-торговли начал развиваться и в магазин значительно расширил товарную линейку, дополнив ее другими товарами: электроникой, софтом и сувенирами. На сегодняшний день в России работает около 30 операторов Интернет-торговли, значительная доля книг в общем ассортименте которых позволяет их называть книжными магазинами.

2008 стал поворотным для всех игроков рынка онлайн торговли: если до того времени в России насчитывалось не больше 1500 Интернет-магазинов, то в 2008-2009 гг началось бурное развитие бизнеса в Сети, в том числе и традиционный оффлайн бизнес начал «уходить» в Интернет. Развитие рынка в России, начиная с 2008 года, до сегодняшнего дня идет, набирая темпы, и количество площадок онлайн торговли составляет порядка 5-6 тысяч. Особую роль в хронологии развития онлайн бизнеса в России занимает 2009 год - резко увеличилось количество магазинов, конкуренция на рынка стала острой.

Приведем пример: сегодня, желая купить Apple iPhone 4 16Gb в Москве, клиент сталкивается с непростым выбором: 213 магазинов! И это только на Яндекс.Маркет.

Исходя из вышеперечисленных данных, возникает закономерный вопрос: что ждет рынок Интернет-торговли в России? Технически развитые онлайн-площадки магазинов уже перестали удивлять клиента. А развитие такому рынку просто необходимо, чтобы удержать клиентов. Поэтому сегодня мы наблюдаем интеграцию Интернет-магазинов и популярных социальных сетей: теперь клиент может купить товар не покидая сайта любимой соцсети. Однако одна из самых популярных социальных медиа России - Вконтакте на днях отменила возможность покупки товаров на своем ресурсе. Какими еще способами Интернет-магазину будут бороться за своего покупателя? Время покажет.
Елена Исупова
books.ru