Федеральная таможенная служба повышает оперативность и эффективность таможенных процедур

10 Сентября 2009
10 сентября 2009 г. Компания «Би-Эй-Си» (входит в группу «Астерос») завершила очередной этап формирования системы автоматизации основных таможенных процедур на пограничных пунктах пропуска. Сегодня это решение работает на 64 пограничных пунктах пропуска. Процесс таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, пересекающих границу России, стал более оперативным. Внедрение системы повысило эффективность таможенного контроля и помогает предотвращать нарушения таможенного законодательства.
До сих пор выполнение таможенных процедур, связанных с регистрацией пересечения товарами и транспортными средствами границ России, осуществлялось на пограничных пунктах пропуска и длилось несколько часов. Таможенные инспекторы использовали в своей работе разрозненные информационные системы, каждая из которых автоматизировала отдельные задачи. В результате оформление грузов и транспортных средств неоправданно затягивалось, а в процессе регистрации зачастую возникали ошибки.
Для повышения качества и оперативности обслуживания участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ФТС России было принято решение о создании централизованной системы автоматизации таможенных процедур на пограничных пунктах пропуска. Внедрение данной системы позволяет не только ускорить прохождение таможенных формальностей, и, как следствие, увеличить число и объем внешнеторговых операций, но и усилить контроль за соблюдением таможенного законодательства, обеспечив защиту экономических интересов России.
В 2005 году стартовал проект по автоматизации деятельности пограничных пунктов пропуска. Специалисты «Астерос» провели анализ процессов, происходящих на пограничных пунктах пропуска. По результатам этой работы была создана система, которая имеет иерархическую структуру и предусматривает хранение информации на уровне ФТС и региональных таможенных управлений.
Система позволяет получать от участника ВЭД информацию о товаре и транспортном средстве в электронном виде еще до отправки груза, что освобождает сотрудников таможенных органов от необходимости ручного ввода информации товаросопроводительных документов. Эта информация сохраняется в системе предварительного информирования, а участнику ВЭД по электронной почте направляется идентификационный номер в виде уникального штрих-кода. При поступлении товаров на пограничный пункт пропуска таможенный инспектор принимает у перевозчика товаросопроводительные документы и с помощью сканера считывает штрих-код. Сохраненные данные о товаре и транспортном средстве автоматически выводятся на экран компьютера и таможенный инспектор сверяет их с фактически предъявленными.
Система фиксирует все этапы таможенных процедур при регистрации прибытия транспортных средств и товаров. Информация с пограничного пункта пропуска сохраняется в базе данных соответствующего регионального таможенного управления (РТУ) и центральной базе данных ГНИВЦ ФТС России. Также предусмотрена возможность анализа этих данных уполномоченными сотрудниками ФТС России, РТУ, таможен, таможенных постов, что позволяет своевременно принимать меры по совершенствованию, контролю и управлению таможенными процедурами на пограничных пунктах пропуска.
В настоящее время система внедрена в ГНИВЦ ФТС России, семи региональных таможенных управлениях, на 17 таможнях и 64 пограничных пунктах пропуска. В перспективе планируется подключить к ней еще 50 пограничных пунктов пропуска.
«Мы ставили перед собой задачу создать решение, которое максимально отвечало бы требованиям Федеральной таможенной службы и пользователей наших услуг. Его использование не только существенно ускорило процессы оформления на пунктах пропуска, но и вывело их на качественно новый уровень. Таким образом, нам удалось достичь всех поставленных целей проекта», – считает Олег Петрович Пучков, Директор Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России.
Анавстасия Денисова
Астерос
pr@asteros.ru