Новые лицензии и рост цен: как производители крепких напитков пишут законы против пива, сидра и медовухи

20 Августа 2018
Производителей пива, сидра и медовухи могут обязать ставить специальные марки на свою продукцию. Такие меры предложило министерство финансов России. Если их инициативу примут, то пивоваров начнут регулировать также жестко, как и представителей крепкого алкоголя. Законопроект предположительно написали в компании «Русский Стандарт». Проект закона, который написали не в Минфине Министерство финансов России представило новый законопроект, согласно которому отечественные пиво, сидр и медовуху необходимо будет маркировать специальными федеральными марками, а импортные напитки – акцизными. Для этого производителям нужно получить лицензии или быть в реестре производителей, иначе их продукция станет нелегальной. Такие меры предлагают ввести уже с 1 января 2019 года. Сейчас в России обязательно нужно маркировать только крепкий алкоголь и вина. Ввести акцизы на пиво предлагали уже несколько раз, однако Минфин был категорически против. Перемену мнения ведомство объясняет тем, что Росалкогольрегулирование (РАР) выявило множество нарушений в обороте пивоваренной продукции. В правительстве пояснили, что за последние два года РАР изъял или арестовал 184 тыс. декалитров пива и пивоваренных напитков, которые не соответствовали нормам. При этом только в прошлом году в России продали более 700 млн декалитров пива. На деле же на пивном рынке отсутствуют подделки из-за сложного процесса производства этого напитка, поэтому качество пива с введением акцизов не изменится. Однако производители понесут траты из-за установки оборудования для маркировки. Для крупных компаний это будут внушительные затраты, а для небольших производств и вовсе неподъемные. Производителям пивоваренных напитков нужно будет предоставить набор документов, например, подтверждение наличия производственных и складских помещений в собственности или в аренде, срок которой составляет один год и более. Также компании могут заставить использовать счетчики учета готовой продукции. Такие требования подобны тем, которые распространяются на производителей крепкого алкоголя, но, как отмечают представители рынка, лицензирование водки и коньяка не решило проблемы с подделками и нелегальным рынком. Подделки и суррогат чаще встречаются среди крепкого алкоголя, чем среди пивных напитков, и многие покупатели делают выбор в пользу последнего. Поэтому именно производители водки могут лоббировать этот проект. Причем называется даже конкретная компания – «Русский стандарт». На то, что именно «Русский стандарт» мог разработать законопроект для Минфина, обратил внимание телеграм-канал «НЕЗЫГАРЬ top news». В свойствах оригинального файла с текстом законопроекта Минфина указано, что документ создан в системе этой компании. Автором документа значится Игнат Матюхин. Человек с такими именем и фамилией работает юристом в компании Roust, в состав которой входит «Русский стандарт Водка». Свой человек в нужной организации Впервые маркировать пиво предложил Национальный союз защиты прав потребителей в мае 2017 года. Председатель этой организации Павел Шапкин утверждал, что таким способом можно решить проблему с суррогатным пивом на рынке. Однако правительство эту инициативу до сегодняшнего момента не поддерживало. Павла Шапкина неоднократно подозревали в лоббировании интересов крупных игроков алкогольного рынка. Сам глава Союза неоднократно критиковал дешевые алкогольные напитки, в том числе водку, а также выступал за повышение цен на вино и пивные напитки, введение дополнительных налогов и акцизов. Например, Национальный союз защиты прав потребителей в 2015 году предложил запретить ПЭТ. Союз провел рекламную кампанию «Запретим пластиковую бутылку – спасем Россию!». Этот слоган размещался на сайтах газет «Ведомости» и «Коммерсантъ», а также на билбордах компании «Вера Олимп» на Рублевском шоссе. Во сколько обошлась такая акция, Шапкин не рассказал. По некоторым оценкам, ее цена составила несколько миллионов рублей. Недельная стоимость рекламы на сайте «Ведомостей» в то время стоила от 900 тыс. до 4,5 млн рублей, у «Коммерсанта» – не менее одного млн рублей. Кто и с какой целью выделил Национальном союзу защиты прав потребителей такие деньги, неизвестно. Глава Союза не раскрыл имя заказчика. Сегодня доля фальсификата среди крепкого алкоголя, который подлежит маркировке, может составлять до 50%. При этом пивные напитки почти на 100% настоящие. Введение марок для пива и сидра скажется лишь на покупателях, которые увидят серьезный рост цен.
Андрей Милославский
https://newinform.com