Современные проблемы в бюджетировании

1 Июня 2010
Бюджетирование - это процесс, в ходе которого сотрудники и руководители компании составляют в табличном виде планы по доходам, расходам, инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности. Обычно эти планы делаются на год вперед, в разбивке по месяцам. На основе этих плановых данных формируются прогнозные финансовые отчеты (бюджеты), такие как Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС), Баланс. В результате, руководство компании может заранее увидеть, в каком направлении будет развиваться финансово-экономическое положение компании, и если тенденции развития — негативны, руководство будет иметь возможность принять определённые управленческие решения с целью исправления ситуации.
Руководители заинтересованы в том, чтобы процессы формирования и корректировки бюджетов происходили максимально быстро. Это позволяет оперативно смоделировать и просчитать различные сценарии развития бизнеса, провести анализ рисков. Например, если руководитель видит, что прибыль компании получается недостаточно высокая, объем продаж уже никак не повысить, а затраты - не снизить, он может проанализировать, как расширится его бизнес и возрастет прибыль после покупки нового производственного оборудования или открытия новых магазинов.
Практика показывает, что снизить до минимума (до нескольких дней, нескольких часов или минут) время, которое требуется на формирование и корректировку бюджетов, можно только посредством внедрения автоматизированной системы бюджетирования. Типовая система бюджетирования состоит из следующих компонентов:
1. Модуль администратора, в котором проектируются бюджетные формы, настраиваются направления потоков данных между бюджетами, задается регламент заполнения бюджетных форм участниками бюджетного процесса, производится загрузка фактических данных из внешних учетных систем.
2. Рабочее место пользователя для ввода в бюджетные формы плановых данных, внесения корректировок, создания различных версий плановых данных. Обычно рабочее место пользователя представляет собой плоские электронные таблицы.
3. Рабочее место руководителя/аналитика, в котором производится анализ получившихся финансовых бюджетов, анализ отклонений фактических данных от плановых. Обычно, аналитический процесс, в связи с многомерностью бюджетной модели, проводится посредством работы с OLAP-кубами, которые гарантируют, что ответ на любой аналитический запрос руководителя/аналитика произойдет практически мгновенно (поскольку все значения ключевых показателей на пересечении со всеми аналитическими разрезами в OLAP-кубе уже просчитаны).

Среди потенциальных пользователей систем бюджетирования существует несколько стереотипов и заблуждений. Вот главный из них:
Если закупить дорогую систему бюджетирования, подождать, пока она будет внедрена, то эффективность бизнеса резко повысится, и вложения окупятся.
Очень часто, даже лучшие системы бюджетирования не позволяют повысить эффективность работы компании. Все зависит от того, насколько грамотно спроектирована бюджетная модель. Например, если один из пользователей планирует продажи в натуральном выражении, а другой пользователь - планирует цены, по которым будут проданы товары и услуги, то в этом случае не учитывается фактор эластичности спроса. Это приведет к неточному планированию продаж. После этого, по цепочке, неправильно будут сформированы планы производства и закупок, что либо приведет к замораживанию оборотных средств, либо к недостаточности запасов товара, в результате чего клиенты компании могут уйти к конкурентам.
Так же процесс бюджетирования на современных предприятиях сталкивается с множеством проблем, наиболее распространенные:
• Процесс составления планов затягивается на достаточно долгий период. Например, принятие годового бюджета в одной из компаний осуществлялось в марте планируемого года.

• Отсутствие единой системы отчетных и плановых документов в группе предприятий часто приводит к тому, что суммируются зачастую несопоставимые данные.

• Проблема согласования бюджетов. Отсутствие инструментов и достаточно долгий срок прохождения документов между верхними и нижними уровнями приводит к тому, что не остается времени на окончательное согласование бюджетов.

• Отсутствие в компании достаточного количества сетей и компьютеров приводит к проблемам обмена данными между отделами, предприятиями и различными программными продуктами.

• Существующие на предприятиях информационные системы зачастую страдают большим количеством недостатков. У одних, например, плохо настраивается импорт данных из других программных продуктов и файлов, у других - системы работают ненадежно, вероятность ошибки очень велика, а затраты времени на ее исправление исчисляются днями.

• Зачастую составленные оперативные бюджеты не укладываются в стратегический план предприятия.

• Часто плановые и фактические данные значительно отличаются друг от друга, что вызвано "оторванностью" бюджетирования от остальной деятельности предприятия.

Проблемы, перечисленные выше - это только часть большого комплекса, с которым современные предприятия сталкиваются при планировании своей деятельности. Поэтому и решать их рекомендуется комплексно, причем лучше всего - еще до внедрения специализированной системы бюджетирования, если таковую планируется использовать.
Корпоративные системы
Корпоративные системы
emoroznichenko@csystems.ru