Поддержка малого бизнеса – миф или реальность?

29 Июля 2008
Виной тому, по мнению представителей малого бизнеса, являются распространенные для нашей страны беды: бумажная волокита и бюрократия, процветающие в подобных структурах. Тем не менее, есть ряд направлений, по которым предприниматели все же хотели получить содействие от государства и финансовых структур: повышение доступности помещений под организацию бизнеса, оптимизация законодательной базы (преимущественно системы налогообложения и таможенного регулирования), повышение доступности кредитных продуктов.

Исследование представителей малого бизнеса показало, что большинство из них интересуется всем тем, что связано с государственными и банковскими программами поддержки предпринимательства. При этом полностью удовлетворены своим уровнем осведомленности 15% представителей малого бизнеса, 21% респондентов хотели бы иметь возможность получать больше информации о проводимых мероприятиях и реализуемых программах поддержки предпринимателей. А 37% участников опроса считают, что информация о программах государственной и банковской поддержки малого бизнеса малодоступна для предпринимателей, что необходимо сделать ее более открытой для общественности (см. рис. 1).
Об отсутствии интереса к данному вопросу заявили около 27% респондентов. Из них 8% мотивировали отсутствие своего интереса низким уровнем доверия к существующим программам поддержки предпринимателей. Остальные привыкли рассчитывать исключительно на свои силы и не ищут поддержки на стороне.
При этом около 70% представителей малого бизнеса знают о существовании Муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и Фонда содействию кредитования малого и среднего бизнеса Москвы. О существовании Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА России и Российского микрофинансового центра информированы 31% и 21% участников исследования соответственно (см. рис. 2).
Несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности респондентов о существовании отдельных организаций, созданных для поддержки малого и среднего бизнеса, опыта обращения к их услугам не имеет абсолютное большинство опрошенных предпринимателей (не менее 94%) (см. рис. 3).
Знают о возможности получения кредита под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы 46% представителей малого бизнеса, но лишь 2% опрошенных заявили о том, что предпринимали безуспешную попытку получить такой кредит (см. рис. 4).
Более, чем каждый второй из опрошенных предпринимателей Москвы знает о возможности получения целевого бюджетного финансирования в виде субвенций, при этом 12% участников опроса заявили о том, что они принимали участие в этой программе, из них 8% смогли реализовать свои права (см. рис. 5).
В конкурсе проектов малого бизнеса на право получения льготного финансирования участвовали лишь около 6% опрошенных. При этом информированы о проведении таких конкурсов 44% респондентов (см. рис 6).
Следует отметить, что 25% опрошенных представителей малого бизнеса не информированы ни об одной из рассмотренных программ, в то время как 31% респондентов заявили о своей осведомленности обо всех обозначенных программах.
Мотивы отказа от участия в подобных программах в основном связаны с тем, что предприниматели надеются больше на свои силы и не испытывают потребности в кредитах или прочем внешнем финансировании. Тех же, кому эти программы могли бы быть интересны, отпугивают
- необходимость оформления большого количества бумаг,
- высокая продолжительность процедуры рассмотрения предоставленных документов,
- низкая привлекательность предложений, в т.ч. по причине высоких процентов по предоставляемым кредитам,
- убежденность в том, что «получить деньги по этим программам не реально», в т.ч. по причине коррумпированности чиновников;
- наличие негативного опыта участия в подобных программах.
Вопрос о том, по каким направлениям предприниматели хотели бы получать поддержку со стороны организаций, созданных для поддержки малого и среднего бизнеса, не вызвал большого энтузиазма у респондентов. Большинство из них склонялось к мысли о том, что «не нужно помогать- не мешайте работать». Высказывались мнения о том, что «такие структуры занимаются декларативной деятельностью…», «они самодостаточны и занимаются зарабатыванием денег, а не поддержкой предпринимательства».
Тем не менее, можно выделить ряд вопросов, решение которых, по мнению опрошенных предпринимателей, могло бы содействовать развитию малого бизнеса в Москве (приведены в порядке убывания количества упоминаний):
1. Решение вопросов с предоставлением помещений под организацию бизнеса на льготных условиях (например, из фонда муниципальной собственности);
2. Коммерческая поддержка бизнеса (предоставление кредитов под покупку оборудования, пополнение оборотных средств, на финансирование НИОКР);
3. Лоббирование интересов малого бизнеса в органах законодательной власти (по вопросам оптимизации действующей системы налогообложения, таможенного регулирования);
4. Содействие в продвижении товаров/ услуг (организация выставок, информирование о проводимых тендерах, содействие кооперации между предприятиями малого и среднего бизнеса);
5. Повышение доступности кредитных продуктов (сокращение сроков оформления кредита, увеличение сроков кредитования, увеличение объемов выдаваемых кредитов);
6. Юридическая поддержка.

Исследование представителей малого бизнеса проведено ООО Агентство рыночных исследований и консалтинга «Маркет» в период с 17 по 19 марта 2008 г.
В рамках исследования проводились интервью с руководителями компаний, информация о которых имеется в Реестре конкурентоспособных на межрегиональных и международных рынках малых производственных предприятий г. Москвы.
В опросе приняли участие 250 компаний.
Козлова Н.М.
ООО Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет"
(495) 506 41 25, (496) 613 15 22,
o.kalistratova@market-agency.ru
www.market-agency.ru