Структура банка
При всей своей простоте в организации структуры, банки имеют различные виды и формы. На первом плане находится размер банка и его мощность, количество видов операций, их масштабность и участие в международной деятельности. Организационно существует несколько служб и подразделений. Каждый элемент отвечает за свою область и имеет свои обязанности. Эффективность зависит от уровня профессионализма персонала и рентабельности в целом.
Структура состоит из внешних и внутренних подразделений, которые взаимодействуют в единой системе. К внутренним относятся:
- бюро,
- отделы,
- департаменты,
- управления.
Внешние состоят из различных:
- филиалов,
- пунктов покупки-продажи валют,
- дочерних организаций,
- отдельных операционных касс,
- представительств,
- офисов.
Управленческая структура не регламентируется, есть Закон, согласно которому необходимо все сведения включать в учредительные документы. К управлению относится организация хозрасчета, рентабельности и ликвидности. Об этом можно много почитать на vedomosti.ru. В связи с этим каждый банк имеет внутреннее подразделение, ведущее контроль за текущей деятельностью.
Одним из мощных департаментов является кредитный. Он, в свою очередь, делится на множество отделов:
- по организации кредитных банковских операций: здесь разрабатывается общая кредитная политика, выбор методов и актуализация политики;
- по долгосрочному кредитованию: в зависимости от потенциала разрабатываются направления и способы финансирования;
- по краткосрочному кредитованию: оптимизируются ресурсы по видам займов; по различным банкам можно провести анализ на основе данных, опубликованных на yourbanks.ru;
- кредитование населения: для приобретения товаров, жилья, услуг;
- межбанковские операции: как правило, это операции, проводимые с Центральным Банком России;
- нетрадиционные операции: лизинг, факторинг и пр.
Для небольших банков с незначительным географическим охватом характерны организации службы маркетинга. Есть отдел рекламы и стимулирования сбыта продуктов, отдел пропаганды и формирования общественного мнения. Структура меняется в зависимости от особенностей банка. Большое значение отводится отделу по разработке новых банковских продуктов. Иногда с целью повышения качества обслуживания клиентов и увеличения объемов необходима реорганизация структуры.