Мода – ничто. Тренд – всё

6 Октября 2011
«Что такое тренд и что такое мода? Тренд – это долгосрочное, осмысленное, необратимое изменение в жизни людей, мода же – явление менее долговечное» – говорит Елена Борзыкина, бизнес-тренер компании ЭксWord. О семи универсальных трендах, влияющих на бизнес-обучение, она нам и поведала.
«В разное время были модными разные темы тренингов. Один период было модно обучать всех сотрудников эффективным коммуникациям, в другой период – проводить командообразование. Какое-то время мода существует и мы ей следуем, потом она меняется и мы занимаемся чем-то другим. Особенно эффективным влияние моды было до 2008 года, сейчас к вопросу выбора темы подходят более рационально: не просто то, что модно, а что действительно нужно. А тренд остаётся навсегда. Он формируется технологическими, социальными изменениями в мире».
Дифференциация и специализация
«Каждый из нас сталкивается с основными проявлениями этого тренда: это узкоспециализированный подход в определенной области. Людей, которые знают всё обо всём, становится всё меньше. Чаще всего мы выбираем конкретную нишу, в которой мы будем узким специалистом, – говорит Елена Борзыкина. – В связи с этим появляются и новые профессии: PR-менеджеры, event-менеджеры. Если раньше был внутренний корпоративный тренер, который проводил тренинги для всей компании, то сейчас есть тренинги по продажам, time-менеджменту». Ещё одно яркое явление в рамках этого тренда – всё более развитый аутсорсинг, когда непрофильные функции отдают компании, которая этим занимается. «К примеру, если я занимаюсь бизнес-обучением, то бухгалтерский учёт я переложу на специалиста этой области. Он сделает это хорошо и качественно. А функцию бизнес-обучения отдам тренеру компании, вместо того чтобы бухгалтера выучить на эту должность,» – говорит Елена. Ещё один мини-тренд в рамках данного глобального – утрата простых навыков. Вспомните, когда в последний раз вы писали ручкой? Большую часть коммуникаций мы производим через электронные носители.
Рационализация
Основное проявление этого тренда – сокращение времени и других ресурсов, которые уходят на вспомогательные виды деятельности. «Давайте сделаем это быстро, точно и используя минимальное количество ресурсов». Двухдневный тренинг стал слишком долгим сроком, и компании стремятся минимизировать его длительность до двух часов. Формируется и обучение через интернет. Другое проявление – гибридизация и совмещение практик. «У многих под рукой всегда смартфон – прибор, совмещающий телефон и компьютер. В бизнес-образовании популярностью пользуются корпоративные конференции, когда компании совершают выезды, где участники обсуждают стратегию, проводят обучение, реализуя несколько важных моментов в одном мероприятии» – говорит Елена.
Индивидуализация
Снижение зависимости от группы, увеличение возможности выбора и стремление к уникальности, отличию от других. «В нашей стране всегда было принято, чтобы мы были частью группы, – говорит Елена Борзыкина. – В СССР всегда говорили о том, что индивидуализация – это плохо, страна должна быть единым целым. Сейчас же идёт чёткое стремление к значимости «я», «моих» потребностей, «моих» желаний, стремление к тому, чтобы работали под «меня». Потребитель стал персоной, и даже когда мы разрабатываем какую-либо продукцию или услугу, мы ориентируемся на конкретного человека или узкую группу лиц, для того чтобы каждый получал то, что ему необходимо».
Рефлексивность
Мир даёт возможность осознанно создавать и пересоздавать себя, конструировать карьеру и жизнь, управлять обстоятельствами. Человек уже меньше предопределен статусными характеристиками (пол, раса, социальное происхождение, возраст). Сейчас эра интернет-технологий, многие живут в сети. Это даёт возможность менять себя, свою биографию и выбирать новые карьерные стратегии. При этом мы всегда рефлексивно отдаём себе отчёт в том, что делаем.
Абстрагирование
Новая эра даёт возможность вводить разные абстрактные единицы. Универсализация в сфере управления: если раньше у каждой модели управления было своё место, то сейчас мы стремимся всё обобщать и применять универсальные алгоритмы.
Глобализация
Всё больше общения с внешним миром. Большая часть компаний имеет партнёров в Китае или на Западе. В бизнес-обучении эта тенденция проявляется в кросс-культурных переговорах и коммуникациях, позволяющих людям из разных культур договариваться между собой.
Расколдовывание
Википедия, инструкции для «чайников» – посмотрели, научились, сделали. Все сложные процессы, которые раньше держались в тайне, за семью печатями, сейчас доступны. Всё, что вас заинтересовало, можно легко найти в интернете.
Анна Копылова


Источник: http://www.hr54.ru/
Контакт: Анна Иванова, tries@tries-nsk.ru
Анна Копылова

Анна Иванова
tries@tries-nsk.ru