Индустрия детских товаров расставила приоритеты на 2015 год

26 Декабря 2014
Риски, возможности и перспективы 2015 года обсудили ведущие участники рынка на V-ом Конгрессе индустрии детских товаров, организованном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 15-16 декабря 2014 г.

Конгресс собрал более 250 владельцев и управляющих бизнесом и представителей федеральных и региональных органов власти. Диалог получился живым, конструктивным и чрезвычайно плодотворным. На Конгрессе успели обсудить многие болезненные и спорные для отрасли моменты, и в качестве главной задачи на следующий год бизнес-сообщество определило для себя создание единого многоуровневого стратегического планирования, а также объединение отдельных производственных комплексов в общую кластерную систему.

На пленарной дискуссии, открывшей работу конгресса, выступил директор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России Денис Пак: «За прошедшие два года на государственном уровне разработаны и утверждены системообразующие документы, составляющие базу для дальнейшего развития такой социально значимой сферы, как производство товаров для детей. В 2015 году Минпромторг России планирует масштабную реализацию мер государственной поддержки предприятий индустрии детских товаров в рамках второго этапа Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года».

Конкретные действия в рамках этой стратегии и новые возможности для индустрии обозначила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. «Сейчас открываются возможности, о которых мы раньше не думали или считали, что не готовы, - сказала она, - уже в следующем году мы увидим создание новых отраслей в индустрии детских товаров. Нам предстоит принять национальную стратегию развития воспитания детей в России, где, я надеюсь, будет определено, что такое инфраструктура детства и что такое промышленность и бизнес, работающие в интересах детей. Из достигнутого, радует, что те 29 предприятий, которые уже вошли в перечень приоритетных инвестиционных проектов, смогут полноценно воспользоваться финансовыми инструментами поддержки, которые им обеспечивает государство. Эти инструменты будут дополнены рядом системных программ, в которые в том числе войдет и продвижение на новые рынки, проработка возможностей государственных закупок. Рынок будет меняться так молниеносно, что единственным способом выжить для нас остается только объединение. Ваш сегодняшний конкурент должен стать вашим партнером - я вижу следующий год только в такой парадигме».

«Партнерство» действительно стало определяющим словом для конгресса. И были примеры как практически мгновенного решения вопросов, так и длительного непонимания, из-за отсутствия партнерского подхода, приводящего к торможению важных для индустрии процессов. Самым показательным в этом отношении стало обсуждение Концепции коммуникационной кампании продвижения российских производителей детских товаров. Заказчиком концепции стал Минпромторг России, и в качестве цели власти определили, что к 2020 году доля детских товаров российского производства на внутреннем рынке должна увеличиться с 22% до 36%.
Конкурс на право разработки концепции и бюджет 250 млн руб. выиграло рекламное агентство SPN Communications еще несколько месяцев назад. И при разработке концепции эксперты агентства ни разу не обратились к представителям индустрии за консультацией, чтобы понять особенности рынка и соотнести концепцию с потребностями компаний. В результате концепция оказалась оторвана от реальной жизни, и когда на конгрессе специалисты SPN Communications показали рекламного персонажа - идентификатора для всей отрасли детских товаров, как они его охарактеризовали – игровенка Лапку, у представителей отрасли возникло недоумение, переходящее в отторжение и персонажа и программы в целом. Концепция вызвала бурную дискуссию. Если игровенок призван символизировать образ всего российского детства, то как он будет связан с производителями? Как просчитана эффективность программы и ее целевые показатели? Каков необходим бюджет и откуда он возьмется на построение и продвижение бренда? Каким образом можно нанести изображение игровенка на детскую продукцию, которая по характеру слишком сильно отличается от характера персонажа – к примеру, на игрушечные танки, школьную форму или бальные платья для девочек? Каким образом персонаж поможет налаживанию взаимодействия между производителями и госсектором – детскими садами, школами, которым тоже нужны детские товары? Мы продвигаем «просто российское» или конкретные российские предприятия с СТМ? Кому будет принадлежать бренд, и кто будет решать, что тот или иной производитель сможет воспользоваться этим рекламным персонажем? Почему у этого персонажа не было никаких альтернатив? И что или кто кроме него будет влиять на то, чтобы у родителей или директоров школ возникало желание покупать именно российские товары? И основной вопрос, что и какие мероприятия действительно необходимы российскому производителю детских товаров для продвижения и завоевания рынка?
В итоге представители индустрии решили, что предложенный проект концепции продвижения требует кардинальной переработки и потребовали ввести в рабочую группу экспертов от разных сегментов индустрии.

Настолько же острыми были и дискуссии на экспертных панелях. Одной из самых бурных стала экспертная панель по ритейлу, где собрались представители более 30 торговых сетей. Они говорили о том, что на законодательном уровне нужно запретить начисление арендной платы в валюте. Денис Пак поддержал предложение провести срочное совещание представителей ритейла и девелоперов по этому вопросу.
Производителей волновал и другой вопрос – почему многие крупные ритейлеры отказывают им в местах на полках или ограничивают повышение цен. На этот вопрос им ответил со-основатель сети «Дочки и сыночки» Александр Бондяшов: «Как войти в российские сети? Вопрос не в том, есть или нет у сети ограничение по объему поставок. Вопрос в другом - неужели не хватает креатива сделать что-то новое? Как делают многие производители? Они едут на выставку, копируют лучшее и потом продают этот же товар дешевле. Это не выход! Такой товар устаревает мгновенно. Нужно делать что-то оригинальное!»
Представители ритейла приняли решение о разработке образовательной программы для российских производителей, которая расскажет о специфике и технологиях работы с сетями.

На экспертной панели, посвященной производству игрушек, споры были не менее жаркими. В центре внимания оказался вопрос обмена информацией. «Прогнозы на 2015 год неопределенные – говорит генеральный директор и совладелец компании «Степ Пазл» Сергей Степанов, - и нам в такой ситуации хотя бы внутри, между собой, нужен взаимный обмен информацией. Мы же зачастую сами не знаем рынка. Какие у нас, к примеру, потребности по сырью? Можем ли мы организовать взаимообмен комплектующими? Как нам отработать механизм взаимодействия с лицензиарами? Площадка конгресса и ресурсы АИДТ должны использоваться, чтобы делать правильные экономические выборы и принимать взвешенные решения».
По итогам конгресса было принято решение обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением предоставить субсидии на сезонные закупки сырья, а также выделить преференции в 25% для российских производителей при госзакупках для системы образования. И дополнительно между собой продумать механизмы консолидированной закупки сырья, объединения логистических цепочек для сокращения расходов на доставку и совместной работе с банками. Сразу же после конгресса АИДТ начала мониторинг цен на сырье и кредиты. Принять участие в этой работе могут все заинтересованные компании. Для этого нужно предоставить анализ стоимости сырья и анализ своего кредитного портфеля и их влияние на себестоимость продукции, а в случае заинтересованности в совместных закупках необходимо предоставить данные о годовом объеме закупок.

Сейчас самыми активными участниками процесса объединения можно назвать производителей школьной формы. В отличие от других компаний у них многие каналы коммуникации с конечными потребителями закрыты, и достучаться до родителей им сложно. Поэтому для консолидированных действий на конгрессе был утвержден принцип формирования реестра добросовестных производителей, определены первоочередные шаги с Национальной родительской ассоциацией и продуман механизм взаимодействия со школами через управляющие советы. Не менее важной задачей для производителей школьной формы сейчас является преодоление «регионального барьера». По словам экспертов, в некоторых регионах власти по-своему интерпретировали понятие поддержки отечественного производителя, подменив «российского производителя» «региональным», в результате чего школы начали получать негласные рекомендации по закупке формы только у определенных производителей, что закрывает рынок для компаний из других регионов и делает конкуренцию недобросовестной. Способы преодоления этого барьера смогли узнать все участники экспертной панели по школьной форме.

Участники экспертной панели «Цели». Аналитика. Тренды. Прогнозы» обсудили, как меняются привычки покупателей в целом и как найти к ним доступ.
Представитель THE NPD GROUP, INC в России Мария Ванифатова отметила, что локомотивом для рынка могут стать сформировавшиеся сильные бренды, в первую очередь, лицензионные. «Согласно прогнозам многих экспертов, розничные цены в следующем году вырастут в среднем на 20%, и выживут те производители, которые предложат рынку инновационный продукт, - пояснила она, - Ослабление рубля откроет новые возможности перед российскими производителями игрушек, которым стоит обратить внимание на лицензии. В Европе на долю лицензионных продуктов приходится почти треть рынка игрушек, а в России их доля пока невелика. Лицензионные продукты имеют большой потенциал, поскольку их персонажи уже знакомы потребителям».

Идею инновационного продукта поддержал президент «Элти-Кудиц» Сергей Аверин: «Тучные годы нужны для наращивания оборотов. Кризис и санкции создают условия для создания интеллектуальных продуктов».

По словам генерального директора компании «Десятое королевство» Сергея Блажилина, объем выпуска в 2014 году вырос на 20%, и в 2015 году компания планирует сохранить тот же темп. Одна из причин нынешнего и будущего роста - многие торговые компании сейчас переносят производство из Китая в Россию. Здесь же на конгрессе и «Десятое королевство», и многие другие российские производители получили не одно и не два предложения, а целый каскад запросов с новыми заказами. И в этом была огромная практическая польза встречи – заинтересованные стороны смогли не только обсудить стратегию на будущее, но и на месте договориться о конкретных совместных действиях, как в рамках работы АИДТ, так и на уровне отдельных компаний. И в этом организаторы видят свою основную роль – стать площадкой не только для обсуждения, но и для решения проблем.

Среди озвученных экспертами предложений можно выделить еще несколько:
- создание рабочей группы на период экономического кризиса для оперативного решения вопросов;
- изменение условий аккредитации сертификационных лабораторий - сейчас можно сдать продукт в 7 лабораторий и получить разный результат;
- аудит ГОСТов на детские товары. АИДТ еще летом предложила вести эту работу не только с Росстандартом, но и с Евразийской экономической комиссией. В следующем году работа с ЕЭК продолжится, чтобы к марту подготовить и провести согласительное совещание;
- обеспечение доступа к длинным инвестиционным деньга Фонла развития промышленности;
- обучение персонала торговых сетей специфике продаж товаров российских производителей;
- проработка тиражирования в регионы карт лояльности для покупки российских товаров, аналогичных социальным картам Санкт-Петербурга.

Часть предложений уже находится в работе. И насколько полной, и всеобъемлющей станет эта работа, во многом зависит и от активности самого бизнеса. Приглашаем представителей индустрии участвовать в процессе выработки общих решений и их совместной реализации.

Деловую программу конгресса дополнила экспозиция российских производителей, на которой были представлены товары лучших российских компаний - Topol Group, «Андрей первый», SKV company, МПШО «Смена», «Звезда», «Весна», «Русский стиль», TRIK и другие.

На Конгрессе стартовали три конкурса для производителей детских товаров: «Инновации для детства», «Детский знак. Выбор детей», «Знак родительского доверия. Выбор родителей». Свою работу начал и Экспертный совет национальной премии «Золотой медвежонок».

Участники поставили «отлично» организаторам конгресса и предложили сделать данную площадку ежегодной.
Галина Кузнецова
АИДТ
pr-acgi@acgi.ru