На конференции «Бизнес в кризис» компании поделились опытом оптимизации операционных процессов

26 Мая 2016
Конференция, организованная 25 мая газетой «Ведомости», собрала на одной площадке крупные компании реального сектора, финансовые и страховые организации, мобильных операторов, представителей научного сообщества, экспертов. В фокусе внимания участников оказались вопросы снижения издержек, удержания клиентов и повышения эффективности операционной деятельности.
Представители различных отраслей экономики Петербурга обсудили лучшие практики и кейсы по повышению операционной эффективности. В частности, директор «Пивоварни Хейнекен» в Санкт-Петербурге Олег Боков рассказал об опыте применения компанией системы Total productive management (ТРM), нацеленной на искоренение всевозможных потерь на разных этапах производственного процесса. «В кризис приобретает ключевое значение ценовая конкуренция. Наша цена должна быть конкурентоспособной, и для этого мы должны фокусироваться на уменьшении затрат: потребление ресурсов, транспортных и ремонтных расходов, материалы и т.д. Здесь мы достигли серьезных результатов - внимательно анализируем потери, определяем проблемные зоны, после чего, команды бережливого производства (5-6 человек в каждой) работают над решением задачи и устранением проблемы», - рассказал Олег Боков. Такой мониторинг проводится постоянно на всех уровнях и постепенно приводит к положительным изменениями и сокращению издержек. Ежегодно за счет внедрения TPM «Пивоварня Хейнекен» в Санкт-Петербурге экономит более 40 млн. рублей.

О практиках оптимизации в табачном бизнесе рассказал Артем Пашин, управляющий по организации бережливого производства Восточно-Европейского региона «Филип Моррис Интернэшнл». В фокусе его внимания оказалась в том числе модель OPEN (Operations, Performance and Engagement), которая также нацелена на постоянные улучшения процессов и сокращение издержек. Свои инициативы в этой области высказывает непосредственно персонал предприятия. Предложения сотрудников обсуждаются и внедряются в самых разных производственных процессах. За счет этого инструмента компания по всему миру экономит до 3% производственных затрат (порядка 300 млн. долл.).

У строительного холдинга RBI (входят компании «Северный город» и RBI) большой объем продаж приходится на агентства недвижимости (до 50 %). Их число постоянно росло, и чтобы не просто сохранить, а повысить эффективность, компания изменила подход к работе с партнерами. Директор по продажам холдинга Андрей Останин рассказал, что RBI реализовала инновационное решение – создала портал RBI-Рампа, где агенты могут в режиме реального времени забронировать квартиру, записаться на просмотр, сформировать коммерческое предложение и презентацию для клиента. Хорошим дополнением к порталу стала бизнес-школа, предлагающая семинары и тренинги. Портал запущен 1 марта 2016 года, сейчас у него уже 2700зарегистрированных пользователей, и через эту площадку проходит и наибольший объем сделок. «Эффективность также на лицо - если раньше один звонок от клиентов занимал в среднем 4,5 минуты, то теперь этот процесс занимает 30 сек и проходит независимо от сотрудников компании», - отметил Андрей Останин.

О том, как помогает экономить аутсорсинг, рассказал директор по персоналу и связям с общественностью «Кировского завода» Николай Чегаев. Завод уже несколько лет занимается оптимизацией своих активов, реорганизуя основные направления деятельности. В качестве примера передачи отдельных активов на аутсорсинг спикер привел заводские столовые и поликлинику. Эти активы в течение многих лет были дотационными. Завод передал столовые оператору питания, а поликлиника перешла в управление страховой компании. Медучреждение с численностью персонала 60 человек обслуживало сотрудников предприятия, и практически половину бизнеса формировали программы Добровольного медицинского страхования (ДМС). В связи с кризисом завод сокращал расходы на медпомощь, что только увеличивало убыточность больницы. В конце февраля крупная страховая компания открыла здесь многопрофильный медицинский центр, который в том числе обслуживает теперь и сотрудников завода.

Участники конференции также поделились наиболее успешными примерами внедрения и оптимизации IT-процессов, работающими практиками в области управления операционными рисками, финансовыми и страховыми решениями, которые позволяют обеспечить защиту бизнеса и более эффективно адаптировать его к происходящим рыночным изменениям.