Новый проект Минпромторга в пользу российской спецтехники

10 Сентября 2015
Министерство промышленности и торговли РФ подготовило новый проект постановления правительства, согласно которому госзаказчикам будет запрещен наем подрядчиков, большая часть парка которых состоит из спецтехники зарубежного производства, а отечественное оборудование отсутствует вовсе.

Проект распространяется на экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, катки, уборочную спецтехнику, а также грузовики, автокраны, автобусы и троллейбусы.

Данный проект подразумевает следующее: если компания-подрядчик претендует на госзаказ, то начиная с 2017 года ее парк спецтехники на 10% должен состоять из машин, произведенных на территории Таможенного союза. Планируется, что ежегодно доля будет увеличиваться на 10 п.п. и к 2021 году достигнет 50% от общего количества единиц техники. При этом доли подрядчиков и субподрядчиков предполагается суммировать. Кроме этого, технику можно арендовать.

Данный запрет будет стимулировать инвесторов вкладывать в производство в России. Замминистр промышленности Виктор Евтухов в интервью изданию «Ведомости» отметил, что внедрение данной меры не нарушает правила ВТО: Россия имеет право вводить ограничения при госзакупках.

«Локализовывайте производство или заключайте специальный инвестиционный контракт, и вы получите преференции», - обратился он к иностранным производителям.

Специальный инвестиционный контракт предполагает менее жесткие требования, предъявляемые к зарубежным производителям: количество операций, которые должны производиться в России, в контракте указано не будет. Инвестор можно создать или модернизировать действующее производство, а также получить определенные льготы.

Предложение Министерства прокомментировал эксперт в области дорожно-строительного оборудования, продакт-менеджер компании «НТК форклифт» Алексеев Виктор:

«Несомненно, мы выступаем за всесторонне развитие отечественного машиностроения. Более того, одним из приоритетных направлений развития компании «НТК форклифт» в 2015 году является формирование полного спектра поставщиков дорожно-строительной техники российского производства. Мы уже заключили дилерские и партнерские соглашения с такими заводами, как ДСТ-Урал (производитель бульдозеров, трубо – и кабелеукладчиков и т.д.), Ивановская марка (производитель дорожных катков РАСКАТ), Ковровским электромеханическим заводом (производитель мини-погрузчиков с бортовым поворотом) и другими. Но одновременно с этим мы понимаем, что одними ограничительными мерами нашему машиностроению не помочь. Требуется комплексное развитие всей инфраструктуры, связанной с производством спецтехники. Заводы по сборке оборудования у нас современные, а заводов по производству качественных узлов и агрегатов (двигателей, гидравлики, мостов, коробок передач и прочего) категорически не хватает. Получается, что в России собираются «российские» машины, а двигатели, трансмиссия и гидравлика – вся импортная, сталь (если используется хорошая), - тоже импортная.

Есть еще один нюанс. Хватит ли отечественным предприятиям производственных мощностей, чтобы закрыть потребности рынка по комплектации 50% парков российских подрядчиков? По моему мнению, прежде чем «пересаживать» подрядчиков на отечественную технику, необходимо обеспечить рынок ею в достаточном объеме».