Основы определения рейтингов российских компаний

1 Декабря 2015
Данный обзор посвящен вопросам рейтинговой оценки российских компаний. Изложены базовые вопросы: исходные данные, методика и корректность анализа, конечный результат.

Анализ финансового положения нужен многим потребителям: государственным фискальным органам, кредиторам, поставщикам и подрядчикам, работникам самих предприятий… Но кому информация нужна прежде всего - это собственники предприятия. Именно инвесторы – основа всей рыночной экономики. Прибыль, которую может получить инвестор, является главной причиной рыночных отношений. Интерес всех остальных участников рынка - перераспределение прибыли, снижая её в форме налогов, процентов по кредиту, зарплаты и других отчислений.

Нужна ли сегодня финансовая экспертиза? Законом предписан обязательный аудит для крупных предприятий, и аудиторские компании, помимо выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, могут проводить консультации по инвестиционной деятельности. Крупные предприятия в обязательном порядке имеют финансовые отделы, которые обязаны делать внутренний анализ финансового состояния. Но инвестор на этих предприятиях внешний, зачастую не имеющий доступа к внутренней отчетности (например, миноритарный акционер), поэтому ему будет небезразлично узнать о финансовом состоянии его предприятия. Мнение независимого эксперта, конечно, важно для каждого инвестора.

Малый бизнес внутренний аудит не проводит, в анализе финансовых показателей не особо нуждается. Как правило, на малых предприятиях собственник сам руководит «своим делом», а у его фирмы долговая и кредитная нагрузка не столь существенна. При других вариантах финансовый анализ может существенно «облегчить жизнь» предпринимателю.

Итак, результаты работы НКО «Независимая финансовая экспертиза» интересны многим, но мы выделяем инвесторов, тех, кто напрямую (а не по должности) имеет интерес в увеличении отдачи от собственного капитала, вложенного в реальный сектор российской экономики. Именно такие вложения сейчас нужны стране, так как производство – ключ к финансовому благополучию граждан любого государства.

В соответствии с российским законодательством российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) являются основой для формирования бухгалтерской отчетности компаний. Конечно, при возможности нужно использовать максимальное количество доступных документов. Аудиторские компании имеют к этим документам доступ. Поэтому отчетность компаний, прошедших внешний аудит, является подтвержденной, ей можно доверять. Но практика говорит о том, что в отчетности многих компаний обнаруживаются ошибки, от «человеческого фактора» никто не застрахован. При обработке исходных данных необходимо эти опечатки выявить и исправить. Для работы, как правило, используется ежеквартальный отчёт за первый квартал, в нём имеется вся нужная информация (в том числе и бухгалтерская отчётность) за рассматриваемый период.

Почему используются в соответствии с РСБУ, несмотря на то, что в мировой практике применяются Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО, IFRS)? Ответ прост: иностранный инвестор может воспользоваться отчетами по МСФО, так как они также должны быть в открытом доступе. Однако в 2008 году отчеты по МСФО не стали гарантией от кризиса для крупных компаний. Это не значит, что анализ отчетности по РСБУ будет «ключом» к обнаружению проблемам на предприятии. Отечественные предприятия в подавляющем большинстве не выдержали конкуренции с зарубежными и прекратили свое существование. Но произошло это не из-за недостоверной бухгалтерской отчетности, а из-за экономической политики страны.

На современном этапе инвестор не должен ограничиваться единственной системой учёта, в его распоряжении должно быть максимальное количество разнообразной информации, включая и российскую, и международную систему стандартов учёта, а выбирать объект он будет самостоятельно.

Перед началом анализа нужно обратиться к теории: какое количество финансовых коэффициентов является оптимальным? Все ли они будут иметь одинаковый «вес» в определении конечного результата? Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть применяемую методику финансового анализа.

Финансовый анализ выполняется в несколько этапов:
- приведение к стандартным формам (в тех случаях, если бухгалтерская отчётность имеет углубленное раскрытие отдельных строк либо в ней обнаружены ошибки);
- анализ динамики и структуры баланса (предварительный анализ «на коленках», с минимальным количеством относительных величин);
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ рентабельности;
- анализ деловой активности.
На каждом из этапов, за исключением первого, на основании определенного набора финансовых показателей подсчитывается свой коэффициент. Итоговый результат подсчитывается в заключении.

Поскольку итоговый результат находится в диапазоне от 0 до 10 с одним десятичным знаком, то максимальный диапазон значений равен 100. Разумеется, это неплохая точность, но она нужна только для сравнения компаний между собой и выбора между ними. Но необходимо учитывать, исходные данные для расчётов могут меняться быстрее периода мониторинга, а их подсчёт, хоть и основан на классическом финансовом анализе, не является бесспорным. Чтобы дать характеристику компании, можно использовать меньшее количество градаций.

На основании вышесказанного был установлен следующий способ представления результата: количество промежуточных финансовых коэффициентов должно быть не менее 30, но не более 50. Это обеспечит необходимую точность и не приведет к излишней избыточности вычислений. Все коэффициенты имеют равный «вес» при подсчете конечного результата. Конечный результат имеет два представления:
- от 1 до 10 с одним знаком после запятой (в отличие от буквенных коэффициентов «большой тройки» рейтинговых компаний);
- привычный многим «школьный» вид (от «единицы» до «пятерки» с плюсами или минусами).

Принятый метод оценки качества предприятий нельзя считать окончательным. Могут появляться новые коэффициенты либо корректироваться их подсчет. Поэтому итоговая оценка при одних и тех же начальных значениях может меняться. Если такие изменения возникли, это говорит об улучшении способов оценки предприятия, а, значит, и к более точной оценке перспектив компаний и их сегодняшнего положения.

Повышение популярности российских экспертных компаний на международном рынке, улучшение качества их работы должно привлекать инвестиции в страну и работать на инвесторов, облегчая им формирование инвестиционного портфеля. Это даст возможность инвесторам получать высокие дивиденды, фискальным службам - увеличить налоговые поступления, государству - снизить зависимость от иностранной продукции, гражданам - повысить своё материальное благополучие.
Александр Колосков
НКО "Независимая финансовая экспертиза"
http://ppnf.ru +74995029371
ppnf@mail.ru
Автономная некоммерческая организация "Независимая финансовая экспертиза"