Промышленная политика региона в условиях научно-технологических изменений и цифровизации экономики

30 Апреля 2021
Стремительное распространение новых технологий во всех областях человеческой деятельности приводит к быстрым и глубоким изменениям структуры промышленного производства, глобальных рынков, а также экономической и социальной сферы. Накопленный к XXI в. потенциал развития информационно-коммуникационных технологий является причиной существенных перемен в функционировании экономических систем разного уровня – от мировой экономики до отдельных субъектов хозяйствования, а цифровизация – важнейшим фактором экономического роста национальных и глобальной экономики.

В настоящее время Россия значительно уступает странам-лидерам экономического развития по темпам и качеству роста экономики. Основная причина заключается в том, что в стране сформировалась тупиковая экспортно-сырьевая экономическая модель, основанная на наращивании топливного и сырьевого экспорта. Как следствие, ключевой особенностью отечественного производства стало преимущественное сосредоточение на выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки имеющихся производственных мощностей и экспорте энергетических ресурсов.

В этой связи научное осмысление организационных и методических проблем формирования технологической основы для экономического роста российской экономики в условиях глобальной трансформации мировой системы разделения труда под влиянием широкомасштабного внедрения инновационных технологий четвертой промышленной революции стало предметом изучения сотрудников отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний ВолНЦ РАН (руководитель отдела – к.э.н. Е.А. Мазилов) – ст.н.с. к.э.н Владимира Сергеевича Ускова и м.н.с. Юлии Олеговны Климовой в рамках гранта Президента РФ № МК-3098.2019.6 «Формирование промышленной политики региона в условиях научно-технологических изменений и цифровизации экономики».

В работе выявлено, что промышленная политика является важнейшим инструментом государственного воздействия на экономику, т.к. именно промышленность является ее системообразующим сектором. Уровень развития промышленности определяет занятость населения, формирует спрос на образовательные, научные и другие разнообразные высокотехнологичные услуги. В этих условиях промышленная политика встраивается в общую стратегию социально-экономического развития, которая должна обеспечить согласование противоречивых целей и задач развития.

Как показало исследование, в течение всего трансформационного периода в России федеральный закон о промышленной политике не принят. И после дефолта 1998 г. региональные органы государственной власти формировали собственные концепции промышленного развития с учетом особенностей конкретных территорий. Однако данные документы не были основаны на общих принципах, не имели общей цели, не согласовывались с приоритетами федерального уровня и не содержали согласованных механизмов реализации промышленной политики. В то же время тип промышленной политики и способы ее реализации оказывают серьезное влияние на результаты экономического развития регионов.

По мнению ведущих отечественных ученых-экономистов (С.Ю. Глазьев, С.С. Губанов, Е.Б. Ленчук, О.А. Романова, А.И. Татаркин и др.), основной целью промышленной политики государства в России на современном этапе должно стать проведение новой индустриализации.

Изучение теоретико-методологических подходов и передового зарубежного опыта позволило заключить, что становление мировой индустриализации началось с середины XVIII века и продолжалось в течение века XIX, что сопровождалось стремительным ростом производительных сил и утверждением капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Переходу от одного способа производства к другому способствует промышленная революция.

В настоящее время будущее промышленности развитых стран связывается с уже набирающей силу четвертой промышленной революцией («Индустрия 4.0»). Она предусматривает интеграцию традиционных сильных позиций в области промышленности с новейшими достижениями в области информатизации и искусственного интеллекта. Парадигму четвертой промышленной революции начал формировать К. Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе. В настоящее время мировое развитие промышленности находится на границе смены технологически укладов середине или в завершении этапа информационной и цифровой революции.

В рамках анализа состояния, тенденций и проблем научно-технологического развития промышленного сектора РФ учеными проведена сравнительная характеристика места России по показателям развития четвертой промышленной революции. Исследование показало, что:

1. Конкурентоспособность большинства российских производств остается низкой. Во многом это связано с недофинансированием: разрыв с реальной потребностью в финансовых ресурсах для перевооружения отсталой материально-технологической базы производств растет, он оценивается на уровне 30-50%.

2. В условиях неблагоприятной геополитической обстановки, усиления конкуренции, крайне низких темпов экономического роста перед Российской Федерацией всё острее встает вопрос о необходимости развития России в рамках глобального тренда – новой индустриализации.

3. Складывающаяся ситуация требует усиленных вложений в те виды деятельности, которые определяют переход к новому технологическому укладу. Именно инвестиции должны стать источником нового уровня экономического развития.

4. Степень технологической готовности России к инновациям низкая (на уровне 57-й позиции рейтинга, и то благодаря активному подключению к Интернету). Отсталость материально-вещественной базы на уровне III–IV уклада мешает воспринимать современные технологии.

5. Российская Федерация существенно отстает и в освоении достижений современного научно-технического прогресса. Этот вывод позволяет сделать низкая доля страны на мировых высокотехнологичных рынках, которая оценивается в 0,3–0,5%, высокая степень зависимости промышленного производства от импорта, достигающая в отдельных отраслях экономики 80–90%.

В рамках исследования проведен социологический опрос об уровне научно-технического развития производственного сектора экономики и степени его готовности к переходу к информационно-коммуникационным технологиям в условиях четвертой индустриальной революции. Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:

1. На большинстве предприятий Вологодской области преобладают производства с ручным трудом (40%), на 32% предприятий полностью механизированное производство.

2. Только лишь 14% предприятий региона имеют автоматизированное производство. Большинство промышленных предприятий региона (54%) не имеют документов в области развития и внедрения цифровых технологий, при этом 22% респондентов отмечают, что не видят в них необходимости.

3. Порядка 36% промышленных предприятий не используют (не рассматривали возможность) цифровые технологии в процессе производства. Только 6% опрошенных предприятий реализовали несколько проектов в области цифровизации, 6% готовят проект, а 40% изучают возможности использования цифровых технологий.

4. Большинство предприятий (54%) указали на то, что одним из барьеров, которые осложняет процесс использования цифровых технологий является высокая стоимость проектов по применению цифровых технологий, около 40% отметили о недостаточной квалификации персонала, 26% обратили внимание на отсутствие достаточного собственного опыта по применению цифровых технологий.

Анализ степени готовности предприятий к развитию промышленности на основе цифровых технологий позволил сделать вывод о том, что на повестку дня выходит задача реализации эффективных механизмов государственной научно-технологической политики обеспечивающей модернизацию традиционных отраслей и развитие новых высокотехнологичных секторов российской экономики, выход страны на новые рынки, перезапуск системы управления НИОКР, а также сквозную «цифровизацию» реальной экономики.

Таким образом, в работе установлено, что важнейшая задача государственной промышленной политики состоит в определении приоритетов в формировании перспективной промышленной структуры национального хозяйственного комплекса, способной генерировать новые источники роста.

Первая группа приоритетов должна быть ориентирована на опережающее развитие промышленного потенциала, обеспечивающего высокую конкурентоспособность России в принципиально новых технологических областях. Сегодня Россия имеет возможность встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости в таких отраслях, как судостроение, атомная энергетика, авиакосмическая отрасль, информационные и телекоммуникационные технологии.

Вторая группа приоритетов должна обеспечивать широкомасштабную технологическую модернизацию важнейших секторов экономики – их перевооружение и динамичное развитие, преодоление технологического отставания и импортной зависимости от зарубежных производителей оборудования, в том числе путем выстраивания собственных воспроизводственных цепочек.

Особую актуальность приобретает увязка структурных приоритетов промышленной политики с основными направлениями научно-технологической политики, для осуществления которой необходимо сформировать технологический вектор развития российской экономики, исходя из видения будущего страны, ее перспективной отраслевой структуры, технологического состояния основных секторов экономики, задач социально-экономического развития.

В заключение научным коллективом разработан организационно-экономический механизм развития промышленного сектора региона в условиях научно-технологических изменений и цифровизации экономики, обеспечивающий форсированное внедрение цифровых технологий на большом числе промышленных предприятий региона одновременно. Механизм предполагает выстраивание долгосрочных взаимовыгодных отношений между ключевыми участниками процессов внедрения цифровых технологий и позволяет определить направленность и размеры основных финансовых потоков, которые должны быть сформированы для успешной масштабной цифровизации отрасли.

Исходя из возможности использования различных организационных моделей и подходов к финансированию, в рамках механизма предполагается формирование инвестиционного бюджета и бюджета текущих расходов из нескольких источников – индивидуальные средства промышленных предприятий, средства коллективных институтов, государственная поддержка, заемные средства.

В 2021 года ожидается выход монографии, в которой будут представлены ключевые результаты, полученные по итогам реализации проекта.
Мария Лебедева
ФГБУН "Вологодский научный центр РАН"
isert.ran@gmail.com