Учителя и родители: разрыв в коммуникации

7 Сентября 2015
Программа компании SmartValues «Трудные диалоги» обучает участников навыкам, позволяющим говорить честно и открыто в ситуациях, когда ставки высоки (вопрос является важным), мнения сторон не совпадают, а эмоции зашкаливают. Как показывают данные исследования Джозефа Гренни, одного из авторов одноименной книги, родители и учителя очень нуждаются в развитии подобных навыков. И в их случае ставки действительно высоки – речь идет о благополучии детей.
По данным нового исследования компаний VitalSmarts и TwentyEighty с участием 689 родителей и 174 учителей, во взаимодействии двух сторон есть существенный разрыв, что может негативно влиять на детей. Учителя считают, что родители не рассказывают им о важных изменениях в личной жизни школьников, а родители, в свою очередь, обвиняют педагогов в том, что они не делятся с ними подробностями о поведении их детей в школе. Только подумайте: 94% учителей уверены в том, что родителям следует сообщать им о разводе или о других сложностях в семейной жизни. Однако лишь 23% пар, находящихся в бракоразводном процессе, уведомили об этом педагогов своих детей. Эти цифры приводят авторы исследования и известные колумнисты New York Times Джозеф Гренни (Joseph Grenny) и Дэвид Максфилд (David Maxfield).
Несколько цифр в качестве иллюстрации того, насколько серьезны проблемы во взаимодействии учителей и родителей.
• 93% педагогов хотят быть поставленными в известность о тяжелой болезни члена семьи ученика. Однако если такое случается, только 21% родителей информируют их об этом.
• 89% учителей хотят быть в курсе того, что в семье ученика кто-то умер. Однако лишь 26% родителей, семьи которых переживают утрату, делятся с ними.
• 89% учителей хотят знать о том, что их ученик страдает депрессией или перепадами настроения. Однако только 27% матерей и отцов детей с подобными проблемами рассказывают им об этом.
Учителя также не безупречны. Родители, принявшие участие в исследовании, находились в полном неведении относительно тех вопросов и ситуаций школьной жизни, о которых они непременно хотели бы знать.
• Подозрения в приеме наркотиков: только 27% родителей, для которых эта тема актуальна, сообщили о том, что учитель обсуждал ее с ними.
• Подозрения в наличии депрессивного, тревожного состояний или других психических нарушений: немногим более половины (54%) родителей, дети которых имеют такие проблемы, говорили о них с учителем по его инициативе.
• Подозрения в наличии когнитивных нарушений – дислексии, синдрома гиперактивности и дефицита внимания, синдрома Аспергера и т.п.: лишь 65% родителей соответствующих учеников заявили о том, что учитель связывался с ними по данным вопросам.
• Пропуски уроков: только 68% родителей детей-прогульщиков отметили, что учитель обсуждал с ними ситуацию.
Чтобы сократить разрыв между тем, что родители и педагоги хотят слышать друг от друга, и тем, что они слышат на самом деле, Грении и Максфилд предлагают начать действовать в самом начале учебного года.
«Как только начался учебный год, всем родителям следует посетить школу, познакомиться с учителем и поведать ему о ребенке все то, что, по мнению самих родителей, педагог должен знать», - рекомендует Гренни.
«А учителям необходимо наладить прямой контакт с матерью, отцом или опекуном каждого ученика, расспросить их о нем и попросить рассказывать обо всех событиях в жизни семьи, которые могут повлиять на эмоциональное состояние или учебу ребенка», - добавляет Максфилд.
В дополнение к этим советам Гренни и Максфилд обращают внимание на рекомендации Джины Маринелли (Jeana Marinelli) – коуча в области развития лидерства, которая сотрудничала со многими образовательными учреждениями США.
Рекомендации для родителей:
1. Давайте как можно больше информации. Используйте начало учебного года для создания и укрепления отношений с учителем вашего сына или дочери. Расскажите ей/ему об интересах, талантах и деталях биографии ребенка, которые помогут педагогу найти подход к нему. В течение года сообщайте обо всех изменениях в жизни вашего чада.
2. Обменяйтесь контактами с учителем. Убедитесь в том, что он знает, когда и каким способом можно с вами связаться.
3. Создайте партнерские отношения с учителем. Сделайте первый шаг сами. Если вас что-то беспокоит, не ждите, когда об этом заговорит учитель. И помните, простое «спасибо» делает огромную работу по укреплению партнерских отношений родителей и учителей.
Рекомендации для учителей:
1. Выходите на связь. Позвоните родителям по телефону или нанесите им визит до начала учебного года. Представьтесь и поведайте что-нибудь конкретное и позитивное об успехах ребенка в школе, сильных чертах его характера. Предложите им поделиться с вами важной информацией и сообщить, в какое время и как вы можете с ними связываться.
2. Попросите семью ребенка заполнить анкету. Соберите нужные сведения об учениках и их семьях. Узнайте о сильных сторонах детей, их хобби и уникальных способностях. Задайте вопросы о жизни членов семьи. Поинтересуйтесь историей семьи, ее приоритетами.
3. Приглашайте родителей к общению. Не ждите отчетных собраний для того, чтобы позвать их в школу. Запланируйте, например, семейный математический или литературный вечер. Сообщите о мероприятии заранее по всем доступным каналам - на школьном сайте, в новостях и т.п.
4. Регулярно высказывайте благодарность и похвалу. Отправляйте родителям короткие текстовые сообщения или электронные письма с благодарностью или похвалой. Это создает атмосферу глубокого доверия.