Зарубежный и российский опыт противодействия коррупции

26 Октября 2011
В работе рассматривается опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией (на примерах США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Японии и КНР). Производится сравнительный анализ с мерами, предлагаемыми для противодействия коррупции в России. Коррупция является серьёзной социальной проблемой современного общества. Она присуща любому государству, независимо от формы правления, территории или населения. Известно, что коррупция – неотъемлемый элемент государства, любой его формы – это аксиома.

Однако каждое отдельное государство и на конкретных этапах своего развития имеет и присущие только ему (т. е. специфические) формы и проявления коррупции, как общей, так, и особенно – политической (и/или, точнее «клановой»). Не исключение и Россия. Во многих странах борьба с коррупцией была возведена в ранг государственной политики ещё во второй половине XX столетия, в нашей стране этой проблемой стали заниматься совсем недавно.

В связи с этим интерес представляет система мер, предлагаемых для противодействия коррупции, как в России, так и за рубежом.

В данной работе мы попытаемся провести сравнительный анализ антикоррупционного законодательства таких стран, как США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Японии, КНР и российского по следующим основаниям:

1) законодательное закрепление;

2) ответственность по данной категории преступлений;

3) профилактика и пресечение коррупции.

В США законодательное определение коррупции содержится в главе 11титула 18 Свода законов США. Статья 201 данной главы устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом (так называемый активный подкуп), также в этой статьёй предусматривается ответственность публичного должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается принять какую-либо ценность лично либо для какого-нибудь другого лица или организации» в обмен на какие- то незаконные действия или бездействия по службе (пассивный подкуп).

В Великобритании под коррупцией понимают «требование взятки или получение или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо» (Закон о взяточничестве в публичных организациях 1898г.).

Несколько иной подход к определению этого понятия в Финляндии. Там основным видом коррупции является должностное взяточничество, т. е. «противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом (группой лиц, организацией), заинтересованным в его определенном поведении (закон «О государственных служащих»).

В РФ праве к ответственности могут быть привлечены лица, чьи действия можно охарактеризовать как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. ¹ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Представленные определения во многом схожи.

Одним из дискуссионных вопросов в области борьбы с коррупцией - необходимость принятие специализированного закона. Опыт борьбы с коррупцией в Японии свидетельствует о том, что отсутствие единого кодифицированного акта не препятствует эффективному решению этой проблемы. Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах.

За получение (дачу взятки) в законодательстве большинства стран предусмотрена уголовная ответственность. Так за различные виды коррупции в США (взятка, кикбэкинг - выплата части незаконных денег участнику сделки, и др.) установлены штрафы в тройном размере взятки, или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, при отягчающих обстоятельствах – лишение свободы до 20 лет (для сравнения в УК за получение взятки должностное лицо будет обязано уплатить штраф, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет либо лишается права занимать определённые должности на срок до 3 лет; в квалифицированном составе максимальный предел лишения свободы – 12 лет). Существенно отличается стратегия Китая. В 2003 году был создан Антикоррупционный комитет, который занимается не только расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, но и выполняет также исполнительные функции. Достаточно сказать, что этот Комитет «подвел под расстрельную» статью около 1200 чиновников разного ранга, часть из них покончили жизнь самоубийством. Свыше 8 тысяч покинули страну. Данные меры на наш взгляд не являются обоснованными.

Кроме карательных мер во всех странах используют также меры профилактические.

Например, ЦК Коммунистической партии Китая запрещает заниматься бизнесом и выступать агентами или советниками в этой сфере детям и родственникам руководящих работников. Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Этой категории лиц категорически запрещено содержать увеселительные заведения, которые противоречат интересам общества. Помимо этого, в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

В ряде стран на законодательном уровне уделяется больше внимание этическому поведению политиков и служащих. Так в Японии с апреля 2000 г. в стране действует Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение. В этических правилах государственного служащего дается развернутое определение заинтересованного лица и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона. В США с 1958 года действует Кодекс этики правительственной службы. Он хотя и имел рекомендательный характер, в дальнейшем стал основой правовой регламентации административной этики госслужащих Соединённых Штатов.

Немаловажную роль в противодействии коррупции во Франции играет и созданная в 1991 г. при Министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием и, как следствие, - о коррупции крупных французских госчиновников.

В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на все принимаемые меры, полностью искоренить коррупцию пока ни в одной стране не удалось, но значительно снизить её уровень возможно.



Список литературы:


Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. ¹273-ФЗ «О противодействии коррупции»// Российская газета – 2010.
Акимов Н.В. Коррупция в России: история и современность / Н.В. Акимов // Юридический мир. – 2008. - ¹12.
Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - ¹9.
Караев, В.В. Методы профилактики и противодействия коррупции / В.В. Караев // Общество и право. – 2008. - ¹3.
Куракин, А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы РФ / А.В.Куракин // Административное и муниципальное право. – 2008. - ¹5.
Оригинальное название статьи: Зарубежный и российский опыт противодействия коррупции: сравнительный анализ.

Автор: Перышкины Юля
Перышкины Юля
Юридический Портал
http://voxlex.ru/contact-us.html
voxlex.ru@yandex.ru
Зарубежный и российский опыт противодействия коррупции