«Рынки морали» в современном обществе

1 Ноября 2012
Что такое «рынки морали», в каком контексте появляется это понятие и с каким этосом оно связано, какое отношение имеет понятие «рынки морали» к морали, каков господствующий тип морали в современном обществе и какова его природа — вопросы, которые станут темой нашего дальнейшего размышления.

Если обратиться к генезису понятия «рынки морали», впервые мы встречаем его в книге «Христианство и плюрализм» М. Велькера, немецкого теолога и философа. Велькер выдвигает тезис о кризисе современной морали. Этот кризис проявляется в том, что большинство людей в самых различных ситуациях страдают от давящего чувства бессилия и безрезультатности моральных призывов, распространяемых какими угодно инстанциями, в том числе и СМИ. Недееспособность морали проявляется, прежде всего, в том, что она не имеет силы сдержать рост организованной преступности, злоупотреблений наркотиками, сексуальных надругательств над детьми и др. Велькер видит причину такого бессилия в феномене приспособляемости морали к рынку. Именно приспособляемость морали, по его мнению, является в наших обществах как проводником, так и катализатором разложения моральной коммуникации.

Разумеется, исторически моральные требования всегда претерпевали изменения, но при этом они сохраняли и некие культурные универсалии, по крайней мере, в пределах одной эпохи и одного общества. Например, «золотое правило поведения»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе, — этот фундаментальный императив практической морали сохранялся в течение столетий без изменений в различных этических системах. Сейчас, пожалуй, мы не сможем с полной ответственностью назвать ни одного всеобщего действующего морального императива. Вслед за Велькером мы вынуждены констатировать тот факт, что приспособляемость морали стала всеохватывающей.

Произойти это могло только в плюралистических обществах, которые отличаются от прежних общественных форм функциональной дифференциацией своих важнейших сфер. Политика, хозяйство, право, воспитание и образование, религия и семья для оптимизации собственного существования все больше самообособляются по отношению к другим подсистемам.

Что характеризует плюралистическое общество? Отсутствие единственного центра, или последней цели, и в силу этого невозможность управлять им с помощью одного кода. Такое общество полицентрично, его структура поликонтекстуальна, коммуникация полидискурсивна (восприятие иной информации напоминает шум или подвергается абстрагированию и тривиализации, не влияя на формы реального опыта и поведения).

В плюралистическом обществе перед решением социальных проблем одинаково бессильны и религии, и здравый смысл, и моральные коммуникации. Тому есть две причины. Во-первых, непостижимость плюралистичности самими конфессиями абсолютной истины и борьба с нею. Поэтому ведется поиск универсальной этики, универсального базисного этоса, предпринятый, например, Кюнгом. Во-вторых, неспособность религий и морали коммуницировать на тему целого, которая ускользает за социокультурной множественностью.

Мораль в таком обществе — это контролирующая, премирующая и санкционирующая система, с помощью которой человеческие сообщества и культуры гибко удерживают самих себя «в узде».
Е. П. Люц
Компания открытых систем
(812)690-6670, 691-9837
Sirine@mail.ru
«Рынки морали» в современном обществе