1 сентября жизнь начинается снова

24 Августа 2010
Пожалуй, нет таких родителей, которые не задавались бы этими вопросами, выбирая школу, где их ребенку предстоит провести свое отрочество. Итак, что же такое школа XXI века? С этим и некоторыми другими вопросами мы обратились к Тамаре Кошелевой, директору гимназии «Доверие».

– Тамара Константиновна, какой, по вашему мнению, должна быть современная школа? Чего не хватает российскому среднему образованию?

– Содержание учебного материала должно иметь бо́льшую практическую направленность. Излишне расширяя и усложняя базовую программу, мы рискуем ее «усвояемостью», ведь неиспользованная информация быстро забывается. Поэтому преподавать всем детям то, в чем каждый из них при необходимости будет специализироваться в институте, считаю нецелесообразным. Я вовсе не повторяю модные сегодня призывы к примитивизации среднего образования. Просто содержание учебного материала должно быть общим для всех лишь в той мере, в какой это необходимо для формирования функциональной грамотности, общекультурной компетентности и единой системы ценностей. Без решения проблемы избыточности и чрезмерной наукоемкости среднего образования невозможно достичь его нового качества.
А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы , проектная деятельность.
И здесь мы вплотную подходим ко второй проблеме. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход. Раньше обучение было более унифицированным. На изучение каждой темы, будь то простые дроби или литература эпохи Возрождения, давалось определенное количество часов, и этот план учитель обязан был выполнить. Сейчас он имеет право варьировать изучение программы, делать его более ориентированным на возможности и интересы ребенка.
И все же очень сложно обеспечить индивидуальный подход к обучению, учитывать склад ума каждого ученика, его способности к восприятию и умственной обработке информации, когда в классе 25-30 человек. Поэтому я считаю, что прообраз школы будущего – это именно частные школы.
Что же касается современных тенденций, то сегодня школа соответствует целям опережающего развития, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, мотивации к образованию и самообразованию.

– А что такое частная школа, в чем ее преимущества?

– Прежде всего это индивидуальное обучение в коллективе. Небольшие классы из 10-12 учеников, каждый из которых может рассчитывать на дополнительные консультации и помощь учителя в усвоении материала.
При этом наряду с обязательной программой для средних школ можно давать и расширенную. Например, у нас начальная школа и 5-6 класс занимаются по программе ассоциации «Школа 2100» , направленной на развитие способностей ребенка. С первого класса дети изучают английский язык по программе спецшколы, с пятого – французский или немецкий как второй язык, а с седьмого по желанию могут изучать третий. Для старших классов есть множество элективных курсов по выбору. Кроме того, мы широко практикуем обучение в форме индивидуальных проектов. Причем даже для самых младших учеников. Например, совсем недавно одна из наших первоклашек защитила проект «От крестушки до Барби», посвященный истории кукол. Таким образом, детям с самого начала обучения прививаются навыки самостоятельной творческой работы.

– Но ведь это и более высокая нагрузка. Справятся ли с ней дети?

– Как показывает практика, индивидуальный подход дает очень хорошие результаты и существенно облегчает обучение. Кроме того, в школе учебный процесс сопровождают психологи и логопеды, чтобы при необходимости корректировать нагрузку учащихся, облегчать их контакт с учителями. Мы проводим групповые психологические тренинги, в которых участвуют не только ученики, но и педагоги, поддерживаем тесный контакт с родителями.

– Вы отдельно упомянули логопедов. Дефекты речи – это сегодня серьезная проблема?

– Дело не только в дефектах речи. Во-первых, для части учеников русский язык не является родным. Во-вторых, есть дети с нарушением фонематического слуха . Это создает определенные проблемы при изучении как русского, так и английского языка. Наконец, есть достаточное количество детей, у которых поставлены не все звуки, о чем вы и спрашивали. Так что работы логопеду хватит в любой школе.

– А как быть с домашними занятиями? Ведь сегодня среди родителей много занятых людей, которые пропадают на работе с утра до вечера и не всегда могут найти время для проверки уроков.

– Да, это действительно проблема. Мы, чтобы решить ее, ввели полупансион, то есть дети находятся в школе с 8.00 до 20.00, и уроки они делают тут же под присмотром преподавателей.

– А как же досуг? Не может же ребенок целыми днями только учиться.

– Об этом нет и речи. Перегружать детей учебными занятиями ни в коем случае нельзя. На этот счет существуют нормативы, которых мы придерживаемся. Например, в младших классах на школьное обучение отводится 20 часов в неделю и 1-1,5 часа в день – на приготовление домашних заданий. С возрастом количество часов увеличивается. В старших классах уроки занимают 32 часа в неделю, а домашние задания – 2-2,5 часа в день.
В свободное время дети могут заниматься в различных кружках по интересам, спортивных секциях. К примеру, в нашей школе есть большой и малый теннис, плавание, легкая атлетика, гимнастика, борьба, футбол, театральная и музыкальная студии.
Кроме того, мы проводим развивающие командные игры, различные соревнования. Систематически организуем экскурсии по Москве, посещаем музеи. Есть специальная программа музейной педагогики и отдельный курс «Третьяковская галерея» для учеников 2-6 классов. Принимаем участие во встречах с известными писателями и поэтами, которые регулярно проводятся в московских библиотеках.
Не должна замирать школьная жизнь и в период летних каникул. Например, в конце июня – начале июля мы проводим ежегодную стажировку по английскому языку, которая включает в себя учебу и ознакомительную экскурсионную программу в англоговорящие страны: Великобританию, Шотландию, на Мальту и т.д. Ездим в основном в международные лагеря. Конечно, условия там не эксклюзивные, но зато моментально снимается языковой барьер. Ведь дети общаются со своими сверстниками из разных стран, разговаривать с которыми могут только на английском языке. Как показывает практика, ребята начинают свободно общаться уже через неделю.

– Расскажите, как должно быть организовано в школе питание?

– В школе организовано 3-разовое питание. Проводится анкетирование. Если у кого-то из родителей возникают какие-либо вопросы или сомнения, мы приглашаем их покушать вместе с нами. И все вопросы сразу снимаются.
Питаются у нас все вместе – и дети, и учителя. Действует 20-дневное меню, так что с разнообразием блюд все в порядке. Конечно, ни о каких полуфабрикатах не может быть и речи. И еще: добавки у нас приветствуются.

– Не секрет, что сегодня в ученической среде часто возникают конфликты, вызванные различиями в материальном статусе родителей. В любом случае ученики всегда что-то приносят в школу из семьи. Как вы решаете подобные проблемы?

– Скажу без тени лукавства: конфликтов на материальной почве у нас не бывает в принципе. А объясняется это очень просто. Дети всегда вместе и постоянно чем-то заняты. Во многих наших кружках и секциях (в том числе спортивных) нет разделения по возрастам, что способствует дружбе, развитию командного духа, привычке помогать друг другу. И тогда все остальное отходит на второй план. Еще больше этот эффект усиливается благодаря тому, что дети проводят в школе целый день, а не только время уроков.
Конечно, семья есть семья, и полностью оставить за воротами школы то, что происходит дома, дети не могут. Особенно тяжело они переживают конфликты между родителями. К сожалению, в последние годы это явление приобретает масштабы эпидемии и вызывает серьезную тревогу. Дети всегда реагируют на ссоры и развод очень остро и болезненно, замыкаются в себе, их поведение подчас становится неадекватным. Мы стараемся уделять таким ученикам особое внимание, подключаем психолога, помогаем им преодолеть непростой период в их жизни. Но, конечно, лучшее лекарство от любых психологических травм ребенка – мир в семье.

– Трудно ли сегодня поступить в гимназию? Нужна ли ребенку какая-то специальная дошкольная подготовка?

– Зачисление в 1-й класс проводится после беседы с логопедом и психологом. Мы смотрим, как физически и психологически готов ребенок к школе. Даем рекомендации родителям на лето. За год до школы мы советуем отдавать детей в подготовительную группу садика, где занятия проводит учитель будущего 1-го класса.
Дошкольная подготовка помогает ребенку освоиться в коллективе, получить основные коммуникативные навыки. Именно поэтому при гимназии работает детский сад. Вообще я придерживаюсь мнения, что ребенку вполне достаточно одного года дошкольной подготовки. В более раннем возрасте предпочтительнее домашнее воспитание.

– Но наверняка к вам дети приходят не только в первый класс. Вы проводите какие-то тесты, экзамены? Насколько детям трудно влиться в учебный процесс, догнать своих сверстников, занимающихся по более сложной программе? Не ощущают они себя «не в своей тарелке»?

– От силы неделю, потом вливаются: атмосфера у нас очень дружелюбная. А небольшая наполняемость классов и индивидуальные консультации позволяют очень быстро подтянуть ученика до уровня стандарта усвоения программы.
Детей, которые учились на «4» и «5», мы принимаем без экзаменов. Если есть хотя бы одна тройка, то проводим тестирование по русскому языку, математике и английскому языку. Если провального отставания (например, когда нужно наверстывать целый год) нет, то мы примем ребенка. Конечно, в том случае, если у нас есть свободные места.

– Существует ли миграция учеников в обратном направлении? Насколько сложно учащемуся после гимназии прижиться в государственной школе?

– Конечно, существует, ведь люди иногда перебираются с места на место. Но в целом не более 10%. Сказать, что дети, попавшие от нас в государственную школу, совсем не ощущают никакого дискомфорта, я не могу. Поначалу они немного теряются, так как там ученики значительно в большей степени предоставлены сами себе. Но адаптация происходит довольно быстро. Одно могу сказать точно: уходя от нас, дети никогда не снижают свою успеваемость.

– А как с поступлением в вузы? Многие выпускники гимназии после ее окончания продолжают обучение?

– Все наши выпускники – студенты вузов, причем 70% поступают на бюджет (бесплатное обучение с зачислением по итогам вступительных экзаменов. – Прим. ред.), и мы считаем, что это показатель. Среди наших выпускников много медалистов. На сайте гимназии есть подробная статистика по выпускам за последние девять лет.

– Тамара Константиновна, чего вы ожидаете от грядущего 1 сентября?

– Радости. Это очень большой праздник для каждого учителя. Мы с нетерпением ждем наших ребят с каникул и, конечно же, новых маленьких друзей. В школе закончен капитальный ремонт, она стала втрое просторнее и намного комфортабельнее. Планируются и нововведения в учебном плане. Например, с этого года мы начинаем изучение нового и необыкновенно интересного курса «История религий». Будем продолжать участвовать в городских и районных олимпиадах и различных ученических конкурсах, где мы всегда выступаем с успехом. Откроет новый сезон школьная театральная студия. Одним словом, в этом году, как и всегда, 1 сентября жизнь начинается снова.

Что ж, остается только пожелать новых успехов гимназии, ее преподавательскому составу, ученикам и их родителям. Школьные годы – лучшее время в жизни каждого человека. И если они проходят с интересом и пользой, в дружном коллективе и доброжелательной обстановке, то разве можно желать чего-то большего? С Днем знаний вас!

Интервью подготовлено пресс-службой гимназии «Доверие»
Эвелина Андриянова
Гимназия "Доверие"