Образовательная деятельность - часть ее жизни

10 Июня 2009
27 марта 2008 года Фатима Сафарбиевна Кебекова, доцент кафедры иностранных языков Кабардино- Балкарской сельскохозяйственной академии, успешно защитила в МГУ им. М.В. Ломоносова докторскую диссертацию на тему «Этнокультурологическая парадигма изучения немецкого языка в условиях поликультурной среды Северного Кавказа».
Нужно отметить, исследование Ф.С. Кебековой опередило время. Ее первые публикации по данной проблематике появились в 70-х годах, задолго до всеобщего признания лингвокультурологического направления в методике обучения иностранным языкам. Ученый посвятила своему исследованию свыше 40 лет жизни. Результаты работы творческой лаборатории Ф.С. Кебековой выверены и подтверждены временем. Ее научно-методические труды составляют более 60 наименований, из них 8 книг, опубликованных в центральных и республиканских издательствах.
Теория и практика психолого-педагогической деятельности показывают, что современный педагог не оправдывает ожиданий общества в плане реализации им этнокультурологических знаний, умений и функций. Подавляющая часть учителей и преподавателей не владеет полным объемом информации по национальной культуре, не умеет использовать ее педагогический потенциал, не имеет навыков интеграции народных традиций в современный педагогический процесс. Программой модернизации отечественного образования предусматривается проведение комплекса мер для усиления подготовки педагогических кадров, в том числе и повышение качества подготовки выпускников вузов к педагогической деятельности в полиэтнической среде. Данное положение совершенно гармонично перекликается с основополагающими документами ООН и ЮНЕСКО по воспитанию детей и молодежи в духе мира, уважения к своему и другим народам. В этом направлении исследование Фатимы Сафарбиевны способствует разрешению недостаточно изученных и нерешенных вопросов. В представленной работе познание культуры изучаемых языков подается в сравнительно-сопоставительном плане. Ф.С.Кебекова в своей работе предприняла удачную попытку разработать эффективную методику обучения немецкому языку как неродному на основе исследования двух проблем - «Страна изучаемого языка» и «Страна родная» в условиях отсутствия речевой практики на немецком языке. Это особое достоинство работы, когда культура чужой страны познается на основе родной культуры.
При защите диссертации в качестве официальных оппонентов доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета им. М. Шолохова, лауреат Государственной премии Р.Б. Сабаткоев, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор педагогических наук, профессор Цаллагова З.Б., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания КБГУ Габуниа З.М. высоко оценили представленную диссертацию. Считаю уместным привести несколько цитат из отзывов официальных оппонентов.
Так, в своем отзыве профессор Р.Б. Сабаткоев отмечает, что заслугой Фатимы Сафарбиевны Кебековой прежде всего является то, что ее диссертация носит комплексный характер и направлена на обеспечение преподавателей иностранных языков новыми формами и методами привития учащимся не только языковых, но и культурологических умений - умений более глубокого познания культурных традиций своего народа, умений сопоставлять культурные традиции своего народа с культурными традициями народа, язык которого изучается, и т.д.
Такое изучение языков и культур может способствовать развитию у обучаемых навыков межличностной и межкультурной коммуникации, что является целью обучения в условиях поликультурной среды северокавказского региона. К несомненным достоинствам работы известный ученый-методист страны также относит определение содержания межкультурного обучения и межкультурной коммуникации в условиях Северного Кавказа, где автор особо подчеркивает: взаимопонимание в межкультурном диалоге может быть достигнуто лишь в том случае, если участники этого диалога будут знакомы с национальными культурами друг друга и уважительно относиться к ним, считая их ценными и самобытными; вывод Кебекой Ф.С. о том, что вторая языковая личность, как главная цель иноязычного образования, формируется только в процессе соизучения языка и культуры.
Весьма ценными для преподавателей являются те научно-методические рекомендации по осуществлению диалога культур с использованием русских, кавказских и немецких формул речевого поведения, которые содержатся в данном исследовании. В работе хорошо показана роль фоновых знаний в формировании лингвострановедческой компетенции у обучаемых. Большую практическую ценность представляет предлагаемый автором лингвострановедческий минимум, дающий студентам нужную информацию о фоновых знаниях носителей языка и способствующий овладению иноязычной культурой.
Особого внимания заслуживает идея автора о целесообразности интеграции гуманитарных дисциплин культурологической направленности и о введении в учебных заведениях специального курса под названием «Лингвострановедение: время, события, люди», целью которого будет формирование у студентов навыков межкультурной коммуникации, приобщение не только к родной культуре, но и к культурным ценностям народа - носителя изучаемого языка.
Профессор Ю.Е. Прохоров - ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, главный редактор журнала «Русский язык за рубежом»:
«Несомненную научную ценность представляют разработанные автором методические приемы подготовки преподавателей для работы с этнокультурологическим материалом, разработка методик исследования, степени его готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства Северного Кавказа. Особо нужно отметить, что на основании представленной в работе концепции Кебековой Ф.С. созданы и опубликованы учебные материалы, прошедшие экспертизу и получившие экспертную оценку в виде грифа УМО по классическому университетскому образованию».
Г.Г. Ивлева, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой немецкого языкознания МГУ:
«В диссертации уделяется большое внимание вопросам социокультурного образования средствами иностранного языка, вопросам приобщения студентов к духовным ценностям разных культур. В современной цивилизации роль знания неуклонно возрастает, что обусловлено постоянным расширением возможностей хранения и передачи больших объемов информации. Философы не случайно указывают на важность социально-гуманитарного знания, которое характеризует новый этап в стратегии обучения. Комплекс проблем, рассматриваемых в диссертации, вносит определенный вклад в дальнейшее совершенствование учебных процессов по преподаванию иностранных языков, их разносторонней направленности и детализации».
Высоко оценивая диссертацию и присоединяясь к мнению оппонентов и выступающих, Г.Г. Ивлева отметила, что Ф.С. Кебекова вполне заслуживает присуждения ей ученой степени доктора педагогических наук.
Методика Ф.С. Кебековой выдержала испытание временем, поскольку она неоднократно апробирована и включена в практику работы многих учебных заведений и учебно-методических центров Северного Кавказа. Фатима Сафарбиевна живет новыми идеями, творческими замыслами. Хочется пожелать ей сил, здоровья, энергии для их осуществления.
Зинаида Габуниа
Газета "Северный Кавказ"
admin@sknews.ru
Образовательная деятельность - часть ее жизни