Институт семьи и система высшего образования: как найти точки соприкосновения?

27 Ноября 2015
Ответ на этот вопрос сегодня искали в КФУ в рамках одного из ключевых мероприятий IV Форума всероссийской программы "Святость материнства".
Круглый стол "Образование и воспитание в стратегии укрепления традиционной культуры брака и семьи народов Российской Федерации" собрал в стенах вуза специалистов в области педагогики и психологии со всей России и ряда других стран. А модератором мероприятия выступила Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
Как известно, в современном обществе семья как социальный институт подвергается массированному давлению со стороны практически всех важнейших подсистем общества – культурно-массовой, информационной, экономической, политической, здравоохранительной, образовательной. В результате семья неуклонно снижает свой потенциал в передаче компетенций семейной жизни от родителей к детям. В еще более трудной ситуации оказываются дети, оставшиеся без родительского попечения.
Вчера в рамках пленарного заседания форума обсуждение проблемы выстраивалось вокруг путей ее решения на школьных площадках. Сегодня же участники форума сконцентрировали свои усилия на поиске приемлемого пути поддержания семейных ценностей в сознании студентов. При этом неоднократно было подчеркнуто, что это должен быть полноценный комплекс мер, а не отдельные мероприятия. Кроме того, вузы должны последовательно продолжать работу, начатую на предыдущем этапе образования. Более эффективной работа в данном направлении может стать в том случае, если университеты будут выступать кураторами средних учебных заведений.
В качестве яркого примера была приведена образовательная система, действующая в КФУ, когда вуз не только направляет действия педагогов школ, но и встраивает средние учебные заведения в свою структуру в качестве подразделений. На это в качестве ремарки к одному из выступлений участников форума обратила внимание Людмила Вербицкая.
К слову, ректор КФУ Ильшат Гафуров, приглашая участников форума к диалогу, подчеркнул, что обсуждать проблемы института семьи в рамках образовательного процесса крайне важно, поскольку перед сотрудниками вуза стоит задача сделать всех своих выпускников носителями определенных ценностей, среди которых одну из главенствующих позиций, безусловно, занимают семейные традиции.
Если же говорить об иных предложениях, поступивших от участников форума, стоит отметить, что поддержку присутствующих получила и система привития ценностей института семьи, выстраиваемая сегодня в стенах Российского государственного гуманитарного университета. Декан социологического факультета РГГУ Лариса Вдовиченко обозначила, что в вузе в скором времени начнет функционировать следующий комплекс мер по решению назревшей проблемы: для бакалавров будет читаться специализированный курс под названием "Социология семьи и детства", под тем же названием будет запущена и полноценная магистерская программа для социологического направления обучения, получат развитие соответствующие исследовательские проекты, на основе которых, в том числе, будет написан ряд диссертаций разного уровня.
Сегодня также подчеркивалось особое значение введения курса этнопедагогики в образовательную программу будущих педагогов и психологов. Мы живем в многонациональном обществе, а, следовательно, чтобы транслировать семейные ценности, необходимо знать традиции различных народов и нюансы их восприятия мира семьи.
Если же говорить о проблеме в целом, а не только ее решении в стенах вузов, экспертами была отмечена и важность взаимодействия государства с общественными организациями. Именно на данные структуры и реализуемые ими проекты, как среди детей, так и среди взрослых представителей общества возлагаются особые надежды.
Алина Искандерова
Казанский федеральный университет