Почему в России огромное количество сирот при живых родителях?

24 Октября 2011
По официальным данным в настоящее время в России насчитывается около700 000
детей – сирот.

Войны, в результате которых появляются сироты, прекратились более 60 лет назад, а количество детей, лишенных родительского попечения, ежегодно неуклонно растет и составляет внушительную для мирного времени цифру. По статистике количество детей, которые потеряли своих родителей по причине их трагической гибели или смерти составляет 10 – 20 % от общего числа детей-сирот, а 80 % из них составляют, так называемые, «социальные сироты» (это дети, у которых имеются живые родители, но они лишенные родительских прав).

В стране стало очень много детских домов (почти в каждом городе). Детские дома пополнялись, в основном, за счет «социальных сирот». Но, ни одно, даже самое хорошее учреждение, не сможет заменить человеку семью. Воспитанники детских домов страдают серьезными личностными (депривационными) нару¬шениями из-за отсутствия устойчивых и эмоционально насыщенных привязанностей, которые формируются у человека в семье и, как следствие, многие из них становятся неуспешны в самостоятельной жизни, плохо социализируются в обществе, когда покидают детский дом.

Правительство решило детские дома закрывать, а детей, оставшихся без попечения родителей, устраивать в замещающие семьи.

По данным статистики на 01.01.2010 г. в Пермском крае 19250 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в семьях, что составляет 91,2% от их общего числа, состоящих на учете в органах опеки и попечительства. За 2008 год в различные формы семейного устройства было передано 5613 детей, в том числе усыновлено 643 ребенка, передано под опеку 2243 ребенка, в приемные семьи – 815 детей, в патронатные семьи – 221, 870 – в семейные воспитательные группы.

Как видно из статистических данных, процесс реструктуризации сети детских домов развивается бурно. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи внедряется повсеместно, но решит ли это коренным образом проблемы сиротства в стране?

Рождение и воспитание ребенка – очень личное дело каждой женщины. Если ребенок желанный для нее, она начинает заботиться о нем еще до рождения. Государство помогает в этом ей. Вроде бы все хорошо. Но, нередки случаи отказа матери от своего ребенка сразу после его рождения.

Вот так появляются социальные сироты. Но младенцев, чаще всего усыновляют чужие люди, если они здоровы. А если у отказников имеются отклонения в здоровье, российские усыновители не выбирают для себя таких детей. Нездоровые дети могут отправиться за границу, и часто это так и бывает. Но везет далеко не всем. И начинается для тех, кто остался без родительского попечения, « хождение по мукам»: Дом ребенка - детский дом - ПУ, а потом - как в жизни повезет.

Первый источник пополнения отряда «социальных сирот» - «отказники» - младенцы.

Второй источник, откуда берутся «социальные сироты» – это асоциальная семья. В такой семье, обычно, дети рождаются неожиданно, в семье их много. Особенно о таких детях никто не заботится, они живут сами по себе, но, что удивительно, легко выживают в этих трудных условиях.

Воспитанием таких детей никто не занимается, они сами приобретают свой жизненный опыт, зачастую негативный. Учиться им трудно, т. к. никто их к школе не готовил. Нередко, когда их образовательный маршрут определен неправильно, они начинают свой школьный путь в простой общеобразовательной школе, но почти сразу, же не справляются с учебной программой.

Неуспешность в учении таких детей начинает раздражать учителей, которые стараются избавиться от них любой ценой. Родителей начинают вызывать в разные инстанции, чтобы наказать их из-за упущений в воспитании, но до таких родителей трудно «достучаться», т. к. они просто игнорируют любые требования и никуда не приходят. Дети из асоциальных семей начинают пропускать уроки, потом уходят на улицу. А там находят себе подобных, и начинается «веселая» жизнь: украли телефон, «обчистили» карманы у пьяного прохожего, вскрыли чей- то автомобиль.

Так появляются дополнительно к школьным проблемам проблемы с милицией. Объединившись вместе, работники милиции и школы, решают, что если родители не справляются с воспитанием, то значит надо ребенка из семьи забрать. После прохождения необходимых по закону процедур таких родителей лишают родительских прав, забирают детей из семьи, независимо от их возраста (нередко это подростки 15 – 16 лет) и направляют их в детский дом, или отдают под опеку дедушке с бабушкой.

Лишенные родительских прав, такие «горе-родители» продолжают жить по-своему, не ограничивая себя в своих асоциальных желаниях, и совсем забывают о своих детях. Даже алименты на содержание своего ребенка в государственных учреждениях такие родители не платят, потому что нигде не работают и не имеют никакого дохода. Судьба таких родителей печальна. Одни попадают в тюрьму, другие спиваются, третьи становятся наркоманами. Проживая короткую жизнь, они ничего не оставляют свом детям после смерти: ни моральных, ни материальных ценностей, ни жилья, ничего, что могло бы пригодиться их детям в жизни.

Окружающие люди не осуждает родителей, которые бросают своих детей, или у которых их отбирают государственные органы. Все равнодушны к таким «горе-родителям». «Свинья не родит бобра», поэтому брошенные когда-то своими родителями социальные сироты, став взрослыми и родив своих детей, тоже бросают их!

С помощью средств массовой информации можно было бы разбудить общественное мнение, подвергнуть осуждению родителей, которые бросают своих детей на произвол судьбы. Может быть, в ком-то и проснулась бы совесть, чувство стыда и долга! Вместо рекламы пива и сигарет, дорогостоящих товаров на телевидении могли бы показывать эпизоды, рассказывающие интересные истории из жизни российских семей, о позитивном опыте семейного воспитания, о семьях, где успешно воспитывают достойных граждан своего Отечества.

Существующее законодательство, на мой взгляд, очень мягко наказывает людей, которые не выполняют свои родительские обязанности или выполняют их не «надлежащим образом». Ужесточив наказание родителей за отказ от воспитания своих детей, с одной стороны, оказав различные виды помощи родителям, если они попали в трудную жизненную ситуацию, с другой стороны, можно было бы постепенно уменьшить количество брошенных детей.

В настоящее время в стране не создана разноуровневая система помощи семье, не развита сеть центров психолого – педагогической и социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, хотя отдельные попытки создать такие учреждения предпринимаются. Если бы такие центры помощи семье были в каждом населенном пункте, а вместо наказания родителей и изъятия ребенка из семьи властные структуры направляли бы родителей за помощью к специалистам этих центром, может быть, тогда постепенно бы повышалась психолого – педагогическая компетенция взрослого населения, а количество неблагополучных и асоциальных семей неуклонно бы уменьшалось.

В годы советской власти к семье, как социальному институту, относились не как к ценности. Главной ценностью для граждан в те годы признавали труд на благо Родины. Советское общество прославляло людей труда, а дети воспитывались в общественных учреждениях. В детские ясли приносили детей в возрасте одного месяца. После яслей эстафету принимал детский сад (нередко круглосуточный), после него школа с продленным днем или школа – интернат. С первых дней своей жизни маленький человечек начинал жить вне семьи, о нем заботились чужие люди, формируя качества советского человека (формировать - значит отливать по единому образцу). Так штамповались строители коммунизма, винтики советского общества. Семья для человека оставалась в тени, на заднем плане жизни.

Возвращаясь к написанному, мне кажется, можно ответить на вопрос: «Почему в России огромное количество сирот при живых родителях, так называемых «социальных сирот?» В одном из словарей есть следующее толкование слова «социальный»: социальный значит общественный, принадлежащий обществу. Значит «социальное сиротство, как явление- это сиротство, рожденное обществом и принадлежащее ему. В таком случае само общество рождает социальных сирот, т.е. именно оно служит питательной почвой для процветания этого явления, и именно оно разрешает и потворствует существовать горе – родителям.

Пока в сознании людей не измениться отношение к семье как социальной ценности, количество социальных сирот в стране не уменьшится никогда.
Заболоцких Мария Николаевна
МОУ «Детский дом №77»
Заболоцких Марии Николаевне
dom-detstva77@yandex.ru
http://77dom-detstva.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=151&Itemid=22