В Санкт-Петербурге соревновались покорители детских сердец

15 Мая 2012
В городе на Неве состоялся заключительный конкурс педагогических достижений воспитателей государственных сиротских учреждений «Шаг навстречу», организованный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и Благотворительным фондом «Наше завтра».
Более тридцати лучших педагогов из десяти субъектов РФ – от Мурманска до Твери и от Новгорода до Ханты-Мансийска – оспаривали первенство. Все они сначала доказали свою профессиональную состоятельность в своих детских учреждениях, потом на региональном уровне.
Атмосфера в течение нескольких дней проведения конкурса была настолько благожелательной, что неуместно говорить «боролись за первое место». Скорее, демонстрировали свое умение перед коллегами и уже только потом думали о победе. Всего организаторами было предложено три номинации: «Ступени роста», «Мастер» и «Творческий поиск».
Впрочем, о творческой составляющей можно говорить применительно к каждой номинации. Ведь практически все представленные на конкурсе проекты – арт-педагогические инновации. Обращение к ним – не дань моде, а уверенность в эффективности той или иной методики. Например, воспитатель коррекционного дома ¹ 3 города Вологды Вера Лушкова, занявшая первое место в номинации «Мастер», убедилась в пользе туристических походов. По ее словам, они не только способствуют физической закалке, но и формируют гендерную идентичность у ее воспитанников. Ребята учатся рубить дрова, разводить огонь, готовить еду, отвечать за себя и поддерживать друзей. Это для мальчишек возможность почувствовать себя мужчинами, выработать самостоятельность и ответственность.
«До первого похода один из моих воспитанников – Тимур – был малоподвижным мальчиком, – рассказывает Лушкова. – На маршруте он отставал от сверстников, его рюкзак по очереди несли другие ребята. Признаюсь, боялась, что он вконец расстроится и больше в поход не пойдет. Но получилось все наоборот: Тимур сделал правильные выводы и в следующий раз был на высоте – удалось помочь ему раскрыться. Позднее он четыре раза ходил в поход, и теперь уже сам помогает другим. Это лишь один пример «точного попадания» в работе с непростыми подростками – их можно привести немало. Ведь задача воспитателя состоит в том, чтобы максимально подготовить детей к выходу в «большую жизнь».
По словам председателя экспертного совета конкурса «Шаг навстречу» Александра Иванова, представленные проекты были не только методически грамотными и носили исследовательский характер. Еще одно их достоинство – эмоциональность, что еще раз продемонстрировало преданность педагогов избранной профессии. В этом плане одним из наиболее интересных был проект Надежды Баевой из петербургской школы-интерната ¹18. Она показала, что умеет быть для своих воспитанников и матерью, и другом – ей можно довериться и всегда получить поддержку. Не случайно Надежда стала победителем в номинации «Творческий поиск».
Конкурсанты не только соревновались, но и прошли экспресс-курс на обучающих семинарах, посвященных особенностям работы с гиперактивными детьми, межличностным отношениям и построению делового имиджа воспитателя.
По словам воспитателей, конкурс позволил не только рассказать о себе и поделиться опытом, но и расставить акценты в своей практической деятельности. Участники собираются переосмыслить полученные теоретические знания и практический опыт, чтобы применять его в своей повседневной работе.
В ходе конкурса были предложены и перспективные начинания. В частности, Виктория Сидоренко из Мурманска рассказала, что после общения с петербургскими коллегами родилась идея гостевых визитов воспитанников детских домов двух регионов.
Очевидная польза и для коллективов тех учреждений Петербурга, где соревновались конкурсанты. Это школы-интернаты ¹ 6 и 18, детские дома ¹ 8, 23 и 27. Для коллег это был мастер-класс, возможность почерпнуть и потом внедрить что-то новое – все проводимые мероприятия были открытыми.